Согласно сказаниям, на месте современной пустыни Гоби существовало внутреннее море, на одном из островов которого, на закате цивилизации Атлантиды сбереглись после всемирного потопа избранные представители этой таинственной исчезнувшей цивилизации, давшие потом начало новой Расе
На пути от горы Цагаан-Богд-Уул к развалинам монастыря Оботу-Хурал (“Курганный”, аймак Умнугоби), в местности Эзугэй-Газыр (“Безлюдная земля”) находится гигантское обо Хубтин-обо с цоколем из крупных каменных глыб. По преданию, здесь закопан тибетский клад – груз серебра с 80 верблюдов. В 1909 г. во время второго посещения мёртвого города Харо-Хото экспедиция П.К. Козлова обнаружила “знаменитый” сурбоган с тысячами книг, сотней скульптур и различными украшениями из буддийских храмов. Находок было так много, что загруженный караван не мог увести с собой всё, было принято решение в потайном месте оставить часть вещей, главным образом, крупную скульптуру. В 1926 г. во время своего третьего посещения Харо-Хото, П.К. Козлов не смог найти статуи, спрятанные им в 1909 г. До настоящего времени они так и не найдены.
Таинственные алмасы (снежные люди) Центральной Азии
В горном массиве Цааган-Богд-Уул обитает Гобийский медведь (мазалай) – реликтовое животное, ставшее прообразом таинственных волосатых людей – алмасов, “снежных людей” Центральной Азии. В настоящее время видовой статус этих животных не прояснён, считается, что это уникальная популяция бурого медведя, обитающего в пустыне.
По сообщениям монголов, в пустынных горах Цагаан-Богдо водятся прямоходящие, волосатые существа ростом 1,2-1,3 метра. Первые путешественники, увидевшие живого “алмаса” – гобийского медведя, Э.М.
Мурзаев и его спутник ботаник А.А. Юннатов в 1943 г.
, описывают его как животное небольших размеров, меньше бурого лесного медведя, с шерстью тёмно-бурого цвета, быстро и ловко бегающего, и очень осторожного.
“Легенда добавляла, что Гобийский медведь отлично понимает человеческую речь, живёт в неприступных скалах, где у него имеются благоустроенные жилища, человеку он не показывается и ходит на задних лапах.
Эти качества гобийского медведя суеверные кочевники объясняли так: гобийские медведи – это какие-то волосатые люди, они умеют говорить и живут в пещерах, где их редко кто может увидеть.
Так родилась легенда о волосатых гобийских людях – алмасах”.
Олгой-хорхой
Олгой-хорхой – легендарное существо, обитающее в Заалтайской Гоби. О нём сообщил И. Ефремов:
“Среди жителей Гоби издавна распространено предание о большом и толстом черве (олгой – толстая кишка, хорхой – червяк), свыше полуметра длиной, живущем в недоступных песчаных местах Гобийской пустыни. Рассказы об этом животном совпадают.
Олгой-хорхой известен как очень страшное существо, обладающее непонятной убийственной силой, способной поразить насмерть прикоснувшегося к нему человека.
Никто из учёных исследователей не видел необычного червя, но легенда о нём так распространена и так единообразна, что, возможно, в её основе действительно есть какое-то чрезвычайно редкое, вымирающее животное, вероятно, пережиток древних времён, уцелевший теперь в самых пустынных уголках Центральной Азии. В местности Халзан-захе (“Лысый край”) на барханных песках живёт олгой-хоргой. Но его можно увидеть только в самую жару, в июне-июле, позднее он зарывается в землю и спит”.
Легенда о Белом Острове
Легенда гласит:
“Это было во время, когда на месте современной пустыни Шамо (Гоби) цвели сады, и плескалась вода, а материки выглядели иначе, и север был в другом месте. Здесь существовала высокоразвитая цивилизация.
После многих катастрофических изменений на земле, незадолго до последней катастрофы, уничтожившей всё живое, “Высокая Гобийская цивилизация” основала для избранных центр Бессмертных и хранилище знаний – “капсулу времени” – в искусственной системе пещер на Белом острове, в местности, известной сейчас под названием пустыня Гоби. Впоследствии эти прямые наследники “солнечной династии” стали прародителями всех людей, живущих в нынешнюю эпоху”.
Хранители знаний Белого Острова после глобальной катастрофы, полностью изменившей мир, длительное время оставались в полной изоляции и в одиночестве, боролись за выживание и сохранение человечества на планете.
Сведения о Белом Острове встречаются в разных источниках.
В них говорится о существовании в древности на месте современной пустыни Гоби внутреннего моря, на одном из островов которого, несравненного по своей красоте, на закате цивилизации Атлантиды сбереглись после всемирного потопа избранные представители этой таинственной исчезнувшей цивилизации, давшие потом начало новой Расе. По преданию, остров этот существует и сейчас, как оазис среди безлюдной и безмолвной пустыни Гоби.
В обширной литературе, посвящённой тайнам исчезнувшей цивилизации, существовавшей до начала официальной хроники человечества, также есть сюжет о переселении части спасённых людей в Египет, на территорию современной Мексики и Перу и в центр Азии, на территорию современной пустыни Гоби. Согласно этим древним мифам, господствующая раса для управления развитием человечества была размещена в тайной обители в центре азиатского материка.
Геологические исследования современных учёных также доказали, что пустыня Гоби является дном древнего моря.
С течением времени, согласно древним тибетским легендам, посвящённые учителя разделились на две общины, которые избрали различные пути дальнейшего развития.
Легенда повествует: эти общины стали основой двух различных царств – наземного царства, центра могущества, града насилия, над которым властвует Царь Страха; и подземной страны Агарти, мудро управляемой Царём Мира, которому“ведомы все скрытые пружины мироздания, он тайно управляет поведением восьмисот миллионов человек на земле, все они исполняют его волю”. В мифологии монгольских буддистов Агарти – сокровенный мистический центр Земли, заключающий в себе наследие “солнечной династии”, прародителей и законодателей людей, живущих в нынешнюю эпоху. В таинственной подземной стране живут древние посвящённые, тайно руководящие ходом мировых событий. В мифах подземная страна, система пещер и тоннелей, находится где-то в Гоби или в горах Кунь-Лунь. В мифах о Шамбале часто присутствует рассказ о протяжённых подземных ходах, часто заканчивающихся каменной дверью, “никем никогда не открытой”. Н. Рерих:
“За каменной дверью в пещере скрыты тайны для будущего, но сроки им ещё не пришли…Много говорят монгольские проводники про подземные ходы. Ищи в песчаных холмах вход в тайные подземелья”.
По пророчествам американского ясновидящего Эванса Кейси,
“В стране Гоби, на земле современной Монголии, предстоит раскопать город с Золотым Храмом, где будет найдена женская статуэтка из чистого золота и предметы из такого сплава железа и меди, который с тех пор людьми не применялся”.
Пророчество Эванса Кейса ещё не сбылось и вдохновляет искателей сокровищ. Раскопки археологов подтвердили существование на территории современной Монголии в 2 тыс. г. до н.э. крупного центра по производству меди и бронзы, а найденные древние золотые предметы отличаются своей филигранной обработкой и утончённым золотым узором толщиной в человеческий волос.
В горах Алтайского Гоби, по рассказам путешественников, И. Ефремова (1949 г.), изолированно проживает племя “высокорослых людей с длинными волосами”.
“Своим обликом эти люди отличаются от монголов, имеют продолговатые лица, очевидцам они больше всего напомнили индейцев. Они редко спускаются с гор в долину озёр и избегают каких-либо контактов. Точных сведений об этом племени нет.
По неподтверждённым сведениям, местоположение этого племени, горный массив Баян Цаган Уул (Белая гора) высотой 3452 м, совпадает с описанием места нахождения Белого Острова. В этом же районе найдены многочисленные свидетельства проживания здесь человека 700 тыс.
лет назад, а также выявлены зоны, представляющиеся учёным ключевыми для решения проблемы первоначального освоения человеком центральных областей Азии.
Мифы о монголах или «Как стопятьсот тысяч в поход ходили»
В качестве эпиграфа к статье приведу гениальную цитату автора книги «Искусство войны» досточтимого Сунь-Цзы: «Война — это путь обмана, постоянной организации ложных выпадов, распространения дезинформации, использования уловок и хитростей».
Монголы и их последователи в полной мере усвоили все постулаты и рекомендации великого китайца, благо переводчиков из Поднебесной у них было немало. Главной уловкой «сынов Темучина» было — завышение численности своих корпусов и армий в глазах потенциального противника, нагнетание атмосферы страха и ужаса среди населения и власти. Десятки дипломатических уловок, подкуп купцов и путешественников, поощрение россказней и баек среди забитого неграмотного электората… Много чего нового могли бы рассказать те монголы и нынешним «фейкомётам» из Лондона, Госдепа и прочих информационных клоак по всему миру. А когда надо, например перед нападением на Хорезм, численность своей армии занижали слухами и подкупленными соглядатаями. Чтобы не подтолкнуть хорезмшаха на мобилизационные пограничные мероприятия.
Итак, приступим. Утверждения об огромном количестве монголов, пришедших в … (Китай, Хорезм, Персию, Русь, Польшу, Венгрию — нужное подчеркнуть) мы находим в исторических источниках того времени. К великому сожалению, Чингисхан не издавал ежедневный боевой листок «Урагша! До крайнего моря!» не озаботился привлечением в свою свиту дельных историков-летописцев. Или их отчеты не дошли до нас. О походах страшных монголов мы знаем от их противников. Китайские, арабские, персидские, русские, грузинские, армянские, гейропейские хроники и летописи завалены паническими цифрами о неисчислимости монгольских орд. Хоть бы астрономов привлекали что ли, когда придумывали эпитеты «страшных тартар было как звезд на небе». Они бы им прояснили, что образованный человек подумает о трех тысячах. Именно столько и видно их на ночном небе, без телескопов.
То что у «страха глаза велики» — известно с доисторических времен. И вполне понятны огромные цифры, выходящие из-под пера вполне образованных людей Востока и Запада.
Иначе в их головах просто не укладывалось… Как это так, что китайская империя с миллионной армией (что правда) — рухнула под ударом каких-то степняков? Значит, у кочевников было вдвое-трое большее число воинов.
Или Хорезм, что вполне мог собрать тысяч пятьсот войск только по гарнизонам, без мобилизации… столкнулся с армией, кратно его превосходившую. Психология-с, амигос. И примерка привычных лекал — на все новое, незнакомое.
Подобных приписок в истории — море разливанное. И про Кира Великого под Вавилоном, перса Дария с мульёном воинов, что не могли неделю три сотни фитнес-тренеров Леонида Спартанского уронить. Тьмы Александра Македонского в легендах индусов, неисчислимые орды Атиллы, сотни тысяч галлов в Алезии… Список бесконечен. Особенно страдает этим продувшая сторона матча, если в живых осталась: «Наши бились как легендарные боги древности, но монголов было в пять-десять-сто раз больше, мы чуть не выиграли, но паёк не подвезли кашевары, вот и проиграли, натощак и уставшие». Ага.
Никто никогда не признается, что побеждали монголы не количеством. А качеством. Да, и мне обидно, что 80 тысяч русских и половцев на Калке всухую продули двадцатитысячному корпусу Субэдэя и Джебэ.
Был ли там еще один монгольский тумен или не был — вопрос для науки до сих пор открытый, не тщитесь поправить в х. Да хоть и тридцать тысяч.
Лучшие княжеские дружины половины всей Руси, плюс Котян на прицепе с отборным войском — это вам не мелочь по … А закончили позорно и кроваво.
Битва на Калке (худ. П. Рыженко)
Но прочь эмоции. Копаем более серьезные вещи, нежели психология и богатое воображение униженной стороны. Если честно, будь я на месте какого-нибудь наблюдателя в степи или на городской стене, когда мимо проходит монгольское войско… Ошибся бы в их числе раз в пять точно.
По мобилизационным законам Чингисхана в походе у каждого монгольского воина должно быть — минимум две лошади. Обычной практикой было — четыре-пять лошадей. Плюс за ордой шли многочисленные табуны «центрального резерва». Могла показаться армия монголов намного большей, чем была на самом деле? Конечно.
Пара туменов покажется стотысячным войском, если трусоват наблюдатель. Или — не опытный степняк.
Не сбрасываем со счетом и врожденную хитрость монголов, возведенную ими в воинскую доблесть. Чтобы запугать противника перед сражением, часто шли на такую уловку — ночью разжигали в несколько раз больше костров, чем требовалось.
Создавали иллюзию тех самых «бесчисленных полчищ». Подойдя к крупным городам — тоже применяли этот трюк, провоцируя массовое дезертирство гарнизона, подрывая моральный дух населения. Срабатывало часто, особенно в Китае и Хорезме.
Часто города падали в руки монголов без малейших попыток борьбы.
Ну и самый распространенный трюк, который в глазах современников монголов довел численность их армий до цифр с пять-шестью нолями. Причем, сами раскосые степняки применяли его, не осознавая. Это просто было элементом их стратегии, узаконенной Ясой Чингисхана.
Принцип загонной охоты, когда всё войско на вражеской территории рассыпалось на отдельные корпуса и сильные отряды, числом от пары тысяч всадников — до полу-тумена. Рывком уходили в глубину вражеских земель, петляли, нападали на малые воинские отряды, уничтожали деревни.
Сколько малых и крупных городов они захватили без штурма, застав гарнизоны со спущенными штанами врасплох? Припоминайте. Вот то тоже. Каждый отряд монгольской орды имел точный план своих действий. График движения. Контрольные точки сбора.
Знал, каким маршрутом двигался сам Великий Хан или тёмники с основными ударными силами.
Так ни в Европе, ни на Востоке никто не воевал. Армии двигались единым кулаком со скоростью парализованной старушки — от 10 до 20 км в день, если повезет с погодой. Монголы же были везде! В крупные города сбегались селяне, будоража власти паническими рассказами. Страшных кочевников видели там. И там. И этам. И в большом числе. Наскочили, сожгли всё к ядренее фене и растворились, как утренний туман. Монахи и летописцы, опрашивая перепуганных свидетелей, за неделю получали такие цифры… хоть стой, хоть сам себе могилку копай.
А короли-князья-шахи-эмиры в бессильной злобе грызли свои кольчуги, тщась понять — где же эти «мунгалы», куда направлять войска им наперехват…? И почти всегда ошибались.
Бросившись за одним из загонных отрядов, пропетляв пару-тройку дней в бесполезных попытках надавать тумаков наглецам, вдруг оказывались перед всем войском монголов, зачастую в полу-окружении.
С понятным исходом в битве, которую приходилось начинать «с колес», из походных порядков.
=0=0=
Одна из самых сочных тем в интернетах сейчас. Сколько же страшных монголов ходило в свои тысячекилометровые рейды-завоевания. Наряду с преувеличением численности и господством в исторических документах такой точки зрения на протяжении долгих столетий, уже во времена середины XIX века появились робкие попытки пересмотреть догматы летописей. Оно и понятно. С началом наполеоновских войн армии стремительно росли в численности. Их нужно было водить на большие расстояния. Снабжать, вооружать, кормить. Разделять на отдельные корпуса и совершать сложные эволюции на протяженных ТВД (театр военных действий).
Появились структуры военного планирования и вождения войск — Генеральные штабы, где благородные офицеры становились математиками и академиками точных наук в погонах. Самыми продвинутыми тут, само собой, стали прусаки. И русские.
Именно из их среды стали раздаваться робкие недоуменные голоса: «Постойте господа… Какой миллион монгол? Опамятуйте! Если они таким числом стартанут от берегов Каспия на Русь, пусть даже и тремя колоннами — то их авангарды будут уже осаждать Чернигов, а обозы с арьергардами — еще хлебать кумыс на курортах Махачкалы… Сами посчитайте на примере движения одного кавалерийского корпуса, который нужно перебросить (и снабжать!) хотя бы на 500 вёрст, бред-с какой-то. Столько их не могло быть! Кто-то, простите, безбожно врёт-с! Летописцы, блин-с, штафирки штатские!»
Карл фон Клаузевиц, основоположник движения «военных офицеров-историков»
Вот так в конце XIX века проявилась обратная тенденция — всячески преуменьшать силы монголов. После генштабистов с академическими значками с их более-менее трезвыми расчетами, к процессу подключились «историки-монголоведы» так называемой «евразийской школы».
Интеллигенция в пенсне тут же довела ситуацию до абсурда. С их легкой руки пошла гулять версия, что все войско Батыя, отправляясь «к крайнему морю» в Великий Западный поход, насчитывало не более тридцати тысяч человек.
А самих монголов, без союзников — было только четыре тысячи! Аргументация «евразийцев» была убогая, и по существу служила одной цели: показать недалёкой публике, какими великими и непревзойденными воинами были монголы Чингисхана.
Легенды и мифы…оооо! Падкая до дешевых сенсаций пресса и обожающая «загадки истории» публика с упоением эту версию проглотила.
Переходим к реальной численности монгольских войск в эпоху Чингисхана и его преемников. Максимально возможная мобилизация всех сил Йеке Монгол Улус («Великое Монгольское государство», от В. Европы до Японского моря и от границ Новгорода до Ю-В Азии, около 30 млн.км.кв.
) могла дать двести, в самом крайнем случае — двести пятьдесят тысяч воинов. До верхней планки — никогда не поднималась. Поскольку такая сверхтотальная мобилизация полностью подрывала всю систему хозяйства кочевников Монголии. И разрушала базис и основу кочевого уклада, столь бережно охраняемого Чингисханом.
Не он сам, но грамотные и талантливые администраторы типа Елюй Чуцая, нащупали некую «золотую середину» в мобилизационных мероприятиях. Чтобы не разрушить кочевой уклад монголов, сделать коренные улусы богатыми и процветающими.
И чтобы армия была сильной и способной решать любые военно-политические задачи внешней экспансии за многие тысячи миль от Каракорума.
Елюй Чуцай, гражданский советник Чингисхана и Угэдэя. Автор и организатор административной системы Монгольской империи
Такой «золотой серединой» стала разверстка всего кочевого населения империи на «тысячи», «сотни» и «десятки», объединенные в «тумены». Читатели, уверен, сразу вскинутся: «Это же принцип организации армии!». Да, вы правы. Но дело в том, что в созданной Елюй Чуцаем и Чингисханом новой державе — армия и постоянные войны были не просто важным элементом.
Они стали сущностью Империи. Вся держава строилась только на военных принципах, все мужчины были воинами, вся организационная структура империи работала только на войну. Держава Чингисхана и армия Монгольской империи составляли единое целое, отделить одно от другого — невозможно. Многие маститые историки и исследователи пытались — мозги поломали.
Итак. Именно «тысяча» составляла главную структурную единицу Монгольской империи. В гражданской жизни это была тысяча кибиток, кочевое образование с начальником-нойном, назначаемым Ханом. В случае военной мобилизации — просто арифметическая тысяча воинов, которую тысяча кибиток поставляла в поход, полностью экипированных и вооруженных, вплоть до запасных наконечников стрел и шила в мешке.
Курултай великой степи
Впервые такая развёрстка монгольского народа была произведена в 1206 году, когда Великий курултай Степи постановил о создании Монгольской империи. Чингисхан разделил все свое войско на тысячи и назначил над ними девяносто пять нойонов. Восемьдесят шесть тысяч были исключительно монгольскими, тысячники — сподвижники и друзья Великого Хана.
Союзники — три тысячи эхиритов-бурят и шесть тысяч онгутов сохранили свой родовой принцип организации. Кэшик, отдельный корпус из сыновей нойонов, знаменитых багатуров и вольных воинов монгольского происхождения — стал личной гвардией Чингисхана и был доведен до 10 000 душ, то есть — тумена.
Складываем в уме и получается … вся монгольская армия, перед стартом завоеваний Чингисхана, насчитывала сто пять тысяч конных воинов.
Чуть позже, после приведения к общему знаменателю ряда соседних степных народов и территорий — была проведена вторая (и последняя!) развёрстка армии-государства.
В нее включили племена лесных кочевников, енисейских кыргызов, пяток других племенных образований монгольского происхождения помельче. Окончательный личный состав монгольской армии был доведён — до ста двадцати девяти тысяч воинов.
Население Империи — до 129 000 кибиток соответственно. Плюсуем сюда внеструктурный корпус Кэшик и получаем стосорокатысячную армию.
Больше эта цифра уже никогда не пересматривалась. Был принят «Их засаг хууль» — Великая Яса Чингисхана, свод законов о государственных механизмах и общественном строе Империи. Эти решения Великого Темучина были абсолютной божественной Истиной. Не оспариваемы и неотменяемы на протяжении всей истории Монгольской империи, вплоть до ее полного распада. А значит, численность воинов, выставляемых 129 тысячами государство-образующих кочевых кибиток, — не превышала 130 тысяч воинов-монголов. Плюс личный корпус Великого Хана. Вот так, амигос. «Страшные мунгалы» посчитаны, доклад окончен.
А вот как менялась численность монгольских армий вторжения на протяжении десятков лет, за счет привлекаемых контингентов китайцев-уйгуров-карлуков-чжурчженей-кипчаков-хорезмийцев-русских — это посчитаем в других статьях.
6 мифов о монголах и Чингисхане, в которые не стоит верить — Лайфхакер
Портрет Чингисхана. Страница из альбома с изображением нескольких императоров Юань, XIV век. Изображение: Public Domain
Личность основателя Монгольской империи Темуджина (творческий псевдоним — Чингисхан) окутана множеством легенд. Один из самых популярных мифов связан с его внешностью. Якобы настоящий хан вовсе не являлся типичным раскосым монголом.
На самом деле он наверняка был голубоглазым и рыжеволосым (а то и вовсе белокурым), что явно свидетельствовало о его европейском происхождении. Возможно, Чингисхан и вовсе выходец из тех самых полулегендарных «истинных арийцев»!
Однако подтверждений такой теории нет.
О внешности его известно немного: в большинстве источников Чингисхан описывается как высокий, сильный человек с широким лбом и длинной бородой, но о цвете и форме глаз, белокурости и рыжине его современники ничего не упоминали.
Скорее всего, слух о европейской внешности Темуджина появился благодаря персидскому летописцу XIV века Рашиду ад‑Дину, который как‑то упомянул , что у повелителя монголов были рыжие волосы и зеленые глаза.
Вот только это сомнительно, так как автор никак не мог повидаться с ханом лично: тот благополучно умер ровно за 20 лет до его рождения.
А описание историк составлял со слов людей, которые говорили с теми, кто якобы когда‑то видел Темуджина.
Сторонники голубоглазости Чингиса приводят в качестве доказательства также его родовое имя — Боржигин, которое можно перевести как «синевато‑серый». Это якобы свидетельство того, что у всех в этом роду были голубые глаза. Однако с тем же успехом фамилию Темуджина можно перевести как «серый волк» или «чистый и благородный», так что тут тоже есть определённые сомнения.
В общем, как выглядел Чингисхан, нет точных данных.
Однако его знаменитый портрет (который вы можете видеть в начале статьи) в летописи эпохи Юань XIV века был нарисован под руководством внука правителя Хубилай‑хана. И, видимо, был им одобрен.
Последнему было 12, когда умер дед. И он вполне мог его помнить, а также советоваться с теми, кто тоже видел хана. В конце концов, самого Хубилая изобразили вот так.
Портрет Хубилай‑хана. Страница из альбома с изображением нескольких императоров Юань, XIV век. Изображение: Public Domain
Вряд ли можно уверенно сказать, что дед этого мужчины был голубоглазым блондином.
Миф 2. Монголы всегда побеждали за счёт численного превосходства
Монгольские лучники. Средневековая миниатюра. Изображение: Public Domain
Когда мы говорим «орда», то представляем себе непомерно огромное войско — сотни тысяч, а то и миллион воинов. Примерно как орки из фэнтези — многочисленные, неистребимые варвары, берущие числом в лобовой атаке. Однако реальные монголы были не такими.
Разные исследователи давали сильно отличающиеся оценки численности монгольских армий. Например, известнейший русский историк Николай Карамзин утверждал , что в 1237 году в Русь вторглось 500 000 кочевников. Позже он понял, что хватил лишнего, и предоставил более скромную, но всё равно гигантскую по тем временам цифру — 300 000 воинов. Однако такая оценка сильно завышена.
Гораздо более реалистичные данные собрал другой российский историк, Эренджен Хара‑Даван. Он установил максимальную численность монгольского войска за весь период правления Чингисхана — 230 000 человек. В частности, именно столько состояло в армии кочевников во время похода на Хорезм.
К моменту смерти правителя в 1227 году у монголов, по данным из летописей тех времён, было 129 000 воинов. Эту цифру подтверждает и считает достоверной русский историк Георгий Вернадский. Археолог Анатолий Кирпичников в своих исследованиях установил, что вторгшихся на Русь кочевников было около 100 000, максимум — 150 000.
Монгольская армия издалека всегда казалась несколько больше, чем она есть на самом деле.
Причина в том, что среднестатистический воин‑кочевник с собой всегда вёл ещё 3–4 запасные лошади, периодически пересаживаясь и перемещая между ними груз. Это делалось, чтобы копытные всегда были свежими и не уставали.
Кроме того, миф о чудовищно громадных ордах (само это слово со временем получило значение — гигантская дикая толпа) укрепился в истории из‑за того, что многие русские, китайские, персидские и арабские летописцы преувеличивали численность нападающих на родные земли захватчиков.
Ведь всегда проще сказать «их было, как звёзд на небе, как песчинок в пустыне!», чем утруждать себя какими‑то подсчётами. Кроме того, проиграть армии, превосходящей в двадцать раз твою, не стыдно. Не то что быть побитым примерно равными силами.
Для примера: в битве на реке Калке в 1223 году объединённая армия — русские в союзе с половцами — общим количеством в 80 000 воинов была полностью разбита монгольским корпусом Субэдэя и Джебэ численностью в 20 000 человек. Последние уступали размерами войска, но демонстрировали явное превосходство в дисциплине, тактике и организованности. Не очень‑то вяжется со стереотипным образом нападающих толпой берсерков, правда?
Миф 3. Монголы были варварами и дикарями
Монголы с требушетом. Средневековая миниатюра. Изображение: Public Domain
Это заблуждение, тесно связанное с предыдущим. Считается, что орда монголов брала числом, а не воинским умением, потому что кочевники были дикарями и понятия не имели ни о какой организации.
Однако это неправда. Монгольская армия была строго дисциплинирована и имела субординацию. Она делилась на арбаны (десятки), джагуны (сотни), минганы (тысячи) и тумены (десятки тысяч). Все эти подразделения подчинялись своим командирам.
У них были отличные пластинчатые доспехи, композитные луки, военные разведчики, осадные орудия и даже пушки, которые были позаимствованы у китайцев. А команды армии отдавались с помощью фонарей и флагов — невероятное новшество по тем временам. Имелась в империи и письменность, и законодательство, и валюта, и логистика.
Кроме того, о развитой цивилизации монголов свидетельствует их почтовая и курьерская служба — одна из первых в истории. Её основал наследник Чингисхана, Угэдэй.
Конные гонцы монголов были способны доставить письмо из одного конца империи в другой за две недели. По пути они останавливались на почтовых станциях, называемых «таян ям» или просто «ям».
Кстати, первая русская почта была создана по образу монгольской «ям». Именно благодаря этому слову появилось знакомое всем нам «ямщик».
И, наконец, монголы были одними из первых, кто придумал штуку под названием зарплата. Воины кочевников подчинялись командирам не из героизма и не из‑за страха — они получали установленную договором плату за службу плюс различные надбавки. Так что Орда была не сборищем дикарей, а настоящей контрактной армией.
Миф 4. Монгольская империя — крупнейшая в мире
Монголы осаждают Чжунду. Средневековая миниатюра. Изображение: Public Domain
Это не совсем так. Империя кочевников, созданная Темуджином, действительно является самым большим в истории сухопутным государством. Но Британская империя в период с 1919 по 1922 годы была крупнее по территориальному охвату за счёт своих многочисленных колоний.
Кроме того, контролировать территорию — ещё не значит её заселять. Подданными и данниками Монгольской империи во время её расцвета были около 25% населения всего земного шара.
Однако упомянутая Британская империя, а также в разное время Омейядский халифат, Китай при династии Цинь, Держава Ахеменидов, Македонская империя, империя Маурьев (государство в Индии) и Государство Гуптов (тоже в Индии) правили ещё большим количеством народа.
Миф 5. Монголы придумали русский мат
Новгородская берестяная грамота № 955. Изображение: Wikimedia Commons
Есть мнение, что всякие очень нехорошие слова, которые мы тут не можем публиковать, принесли на Русь татаро‑монголы. И русские привыкли пользоваться этими выражениями за долгий — примерно 250 лет — период ига. Однако это неправда, что легко доказать.
Достаточно почитать некоторые древнерусские берестяные грамоты, написанные, когда ещё ни о каких монголах слыхом не слыхивали.
Например, одну такую, обозначенную российским лингвистом Андреем Зализняком как «Новгородская берестяная грамота № 955». С её текстом и расшифровкой можно ознакомиться здесь. Там говорится о женских интимных органах, причём в тех самых выражениях, которыми мы пользуемся и по сей день. Так что матерная брань — не изобретение кочевников.
Миф 6. Все русские — потомки татаро‑монголов
Битва между монголами и китайцами. Средневековая миниатюра. Изображение: Public Domain
Нет, русские не являются потомками монголов. Собственно говоря, убедиться в этом несложно — достаточно визуального осмотра, чтобы заметить, что среднестатистический русский человек не имеет типичных черт монголоидной расы. Например, раскосых глаз и тяжёлых век.
В представлении некоторых фанатов альтернативной истории во время ига войска кочевников проехали по Руси, убивая коренных жителей мужского пола и насилуя всех женщин, которые попадались им на пути. Однако в реальности всё выглядело совсем не так.
Монголы не оккупировали и не заселяли русские земли — те располагались на самой окраине их территории и представляли интерес только как источник налогов. Даже своих наместников владыки улусов не назначали, предпочитая подчинять князей и собирая дань с них, а не с крестьян.
Так что большая часть рядовых русских XIII–XV веков никаких монголов не видали. Они платили усиленный оброк князю, а тот уж рассчитывался с заезжающими периодически сборщиками податей из Орды.
Но вот некоторые представители русской знати с кочевниками роднились. Например, на ордынке женился в 1257 году белозерский князь Глеб Василькович — из политических соображений.
Мифы и легенды Монголии
Первого шамана, или “бо”, звали Даян Дээрхи. Он жил в Китае, в верховьях Желтой реки. Однажды он играл в карты с Далай-ламой. Игра продолжалась три года, и бо проиграл так много, что был не в состояни
Легенда о Даян дээрхи
Первого шамана, или “бо”, звали Даян Дээрхи. Он жил в Китае, в верховьях Желтой реки. Однажды он играл в карты с Далай-ламой. Игра продолжалась три года, и бо проиграл так много, что был не в состоянии заплатить. Начался спор о том, кто из них сильнее.
Решили испытать свои силы — кто из них в одну ночь спасет от смерти больше людских жизней. Если слабым оказывается Даян Дээрхи, он навсегда подчиняется Далай-ламе, если более сильным — отыгрывает весь свой карточный долг.
К утру Далай-лама спас тысячу человек, а Даян Дэрхи — на 300 больше.
И тогда Далай-лама решил отправить Даян Дээрхи в Монголию, которой нужны были такие сильные люди. Бо сел на коня и отправился в путь, по дороге изготовил первый шаманский бубен, разделив надвое барабан, чтобы укрыться от солнцепека.
В Монголию Даян Дээрхи приехал как раз в то время, когда Чингисхаан справлял свадьбу одной из своих дочерей. Даян Дээрхи с первого взгляда полюбил невесту, подхватил ее, посадил к себе в седло, поскакал. Девушка не сопротивлялась.
Это произошло на глазах хаана, который пустился за ними в погоню…
…Маршрут к пещере Даян Дэрхи, где по преданию живет его дух, лежит по линии “бо” — великому пути шаманов. Сохранились легенды о шаманах этих мест. Есть легенда о шаманке Алунго, сплотившей разрозненные родственные племена. Другая легенда рассказывает о шаманке Нансалме, которую по подсказке черного шамана хотели извести жители северной оконечности озера — из местечка Хохор.
Жители Хохора не однажды засылали к могучей белой шаманке гонцов с дарами, заговоренными злыми духами. Устав от козней врагов, шаманка решила покончить с собой, сказав: “Вы хотите, чтобы я отправилась в царство духов.
Я сама помогу вам в этом, но не думаю, что это будет во благо хохорскому роду”. Она перерезала себе горло и, залитая кровью, ушла из жизни. С тех пор в деревне начался людской мор. Новорожденные умирали, а взрослые болели неизлечимыми болезнями. Начался падеж скота.
Хохорцы поняли, откуда пришла беда. Собрав добрые дары, старики отправилась к месту захоронения шаманки. Возложив дары, хохорцы попросили прощения за свои злодеяния у духов местности и шаманки.
Их мольбы были услышаны… А на месте, где когда-то камлала Нансалма, был построен ламаистский монастырь, разрушенный в конце двадцатых годов XX века.
…А до пещеры Даян Дээрхи можно добраться сначала машинами, проламывая лед реки Зэрлэг, потом пешком по бесснежному крутому склону. Где-то здесь легендарного Даян Дэрхи почти настигли лучшие всадники, посланные Чингисхааном вдогонку за похитителем своей дочери.
Вот и пещера, в которой укрылись беглецы. Вход в нее, находящийся на высоте 1400 метров над уровнем моря, разрешен только в сопровождении шамана. На входе — обо с привычными жертвоприношениями, голубыми лентами и деревянная скульптура воина на коне с колчаном за спиной.
Это Хозяин пещеры — шаман Даян Дээрхи.
Легенда о Мунху-Сардиг
Давным-давно в одном горном селении жил молодой человек. Любая работа, за которую он брался, спорилась в его руках. Он чувствовал окружающий мир, слышал голоса деревьев, понимал язык птиц и животных, говорил с камнями. Просто он любил мир, и мир отвечал ему тем же. Люди были ему благодарны и часто обращались к нему за советом или за помощью.
И вот, слава об этом юноше дошла до правителя его страны, очень богатого и жадного Хана Ал.
“Как использовать таланты этого юноши, чтобы стать еще богаче и могущественнее?” — подумал он и послал своих слуг привезти его во дворец.
Узнав о коварных планах своего правителя, будучи человеком свободолюбивым и независимым, юноша решил уйти жить далеко-далеко в горы. Полно горечи было прощание с ним сельских жителей.
Прошли годы жизни в горах, полные плодотворной кропотливой работы, ушли в прошлое юность, молодость, зрелость. Юноша превратился в старца. Многим людям за это время помог он, но еще большее количество людей так и не смогли найти к нему дорогу и встретиться с ним. Не искренни были их сердца и не так чисты их помыслы.
Все эти годы жадный Хан Ал не мог успокоиться, что где-то далеко в горах живет не покорившийся ему человек, который бескорыстно помогает людям. И люди любят и ценят его.
Однажды правитель решил объехать сам свои владения. Проезжая мимо одного из селений, он увидел девушку невиданной красоты: белокурые локоны спадали на ее тонкое загорелое лицо, большие миндалевидные глаза скромно прятались под темным бархатом ресниц. Алчные глаза Хана Ал загорелись, послал он своих путников схватить девушку.
Девушка не успела опомниться, как один из служителей подхватил ее и поскакал с ней к Хану Ал. Увидев его жадные глаза, девушка поняла, что стала добычей самого жестокого человека на их земле. Она понимала безвыходность своего положения, и решила схитрить: “Отпусти меня попрощаться с моим любимым горным озером и искупаться в последний раз в его волшебной воде”.
Хан Ал, любил проявлять благосклонность в мелочах.
Подойдя к воде, девушка от чистого сердца обратилась к ней за помощью. Вода ответила ей: “Помощь придет, верь”. Тут девушка вспомнила рассказы своей матери о волшебном старце гор, о его бескрайней доброте, взмолилась, обращаясь к нему, о чуде и бросилась в ледяные воды озера.
И вот она уплывала все дальше и дальше от берега. Силы ее слабели, а ледяные струи сковывали тело. Вдруг она увидела приближающуюся к ней лодку, руку, нежно подхватившую ее из воды, и ясные голубые глаза, полные неземной теплоты, красивое, улыбающееся, благородное лицо старца.
В этих глазах она увидела то, что искала всю жизнь. Это была искренняя безусловная любовь.
Шли годы, а злобный Хан Ал не знал, как бы ему еще удовлетворить свою гордыню. У соседнего правителя Хана Жа, его брата, было не меньше несметных сокровищ, чем у Хана Ал.
И решили они помериться силой, сразиться друг с другом, чтобы узнать, кто из них более могущественен.
Собрали они огромные полчища воинов, разделив один народ на две враждующие армии, и направились войной друг против друга.
Узнал об этом старец. Не мог он дать свершиться такому злодейству, когда один брат сразится с другим и бессмысленно погибнут невинные люди в угоду гордыне двух братьев.
Собрал старец все свои силы и превратился в огромный горный массив, который вырос стеной между двумя враждующими армиями. И отступили люди в страхе и ужасе, увидев, как разверзлась земля и выросли перед ними скалы до самого неба.
Поняли они свою глупость и неправоту и в молитвенном благоговении опустились на колени перед священной горой.
Самая высокая скала горного массива напоминала голову старца, заботливо смотрящего вниз на свою землю и обнимающего ее своими руками.
А девушка, увидев своего возлюбленного, заключенного навеки в каменную твердыню, тихо поднялась на вершину, обняла ее и взмолилась о том, чтобы навсегда разделить с ним его судьбу.
И превратилась она в красивую белую птицу, которая и по сей день закрывает белым крылом своей любви фигуру возлюбленного, охраняя его покой и пропуская к нему лишь тех людей, чьи помыслы чисты, желания искренни, а вера сильна.
Вершина Мунку-Сардиг — вечно белый голец — всегда, в любое время года, издалека сверкает в солнечных лучах своим белоснежным убранством, привлекая к себе внимание многочисленных путешественников. И лишь самые достойные найдут в этих священных местах свое счастье.