История, политический режим и государственное устройство Китайской Народной Республики

Китай — это крупнейшее государство в Восточной Азии, названия в неформальной среде — Поднебесная и Срединная земля (от китайского Чжунго). Бесспорный лидер азиатско-тихоокеанского региона и кандидат в сверхдержавы.

Страна больше не ассоциируется только с Великой китайской стеной или Великим шелковым путем: это государство передовых технологий, с самой быстро развивающейся экономикой в мире и всевозможных рекордов в различных областях — от инфраструктуры до космических разработок.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что социализм с китайской спецификой — это реально работающая модель государства, чьей целью является непрерывное развитие.

История, политический режим и государственное устройство Китайской Народной Республики

Кнр и китай — одно и то же

Китайская народная республика — официальное название государства с 1949 года. Не стоит путать с Китайской республикой, которой часто называют частично признанное государство Тайвань, о взаимоотношениях между двумя государствами будет сказано далее.

Территориальное деление

Согласно Конституции, Китай представляет собой унитарное государство с трехступенчатым административно-территориальным делением: провинции, уезды и волости. Наряду с провинциями выделяются автономные район, города центрального подчинения и специальные административные районы (их два, это Гонконг и Макао).

Список автономных районов Китая:

  • Внутренняя Монголия,
  • Гуанси-Чжуанский,
  • Нинся-Хуэйский,
  • Синьцзян-Уйгурский,
  • Тибетский.

Города центрального подчинения обладают теми же полномочиями, что и провинции.

В их число входят:

  • Пекин (столица),
  • Тяньцзинь,
  • Чунцин,
  • Шанхай.

Если говорить об уровнях самоуправления, то к вышесказанным трем прибавляются еще два.

Пять уровней местного самоуправления:

  • провинция (34 единицы),
  • округ (334 единицы),
  • уезд (2851 единицы),
  • волость (39 864 единицы) ,
  • деревня — не имеет официального статуса.

Есть ли президент

Политический строй государства не предполагает наличие должности президента. Во главе стоит председатель Китайской народной республики, который, однако, переводится на английский язык как президент с 1982 года по решению парламента.

Он избирается Всекитайским собранием народных представителей. Занимать этот пост разрешено не больше двух сроков подряд, каждый из которых составляет пять лет. С 2013 года и по настоящее время верховным лидером государства является Си Цзиньпин.

История, политический режим и государственное устройство Китайской Народной Республики

Форма правления

По форме правления Китай является однопартийной парламентской республикой. Главная политическая сила в стране — Коммунистическая партия Китая. Конституция декларирует, что государство представляет собой демократическую диктатуру народа, которая осуществляется рабочим классом.

Государственный язык

Официальным государственным языком является китайский, а в пределах автономий — языки других народов. Относится к сино-тибетской языковой семье, первоначально его носителем была этническая группа Хань.

Представляет собой совокупность заметно отличающихся друг от друга диалектов, однако еще в первом десятилетии двадцатого века началась постепенная универсализация языка, что привело к созданию стандартов на основе северной группы диалектов. Устный стандарт называется путунхуа, письменный — байхуа, который лежит в основе современного литературного языка Китая.

В мире насчитывается около 1,3 млрд человек, говорящих на китайском, он также является одним из шести официальных языков Организации Объединенных Наций.

Внутренняя политика

Основным направлением внутренней политики государства является обеспечение стабильного уровня жизни населения и дальнейшее повышение его благосостояния.

Суть совершенствования государственной системы управления заключается в укреплении власти закона, повышении роли законодательных органов различных уровней, уменьшение роли административного аппарата в экономической жизни, борьба с коррупцией.

Власти исходят из того, что социалистический выбор не противоречит использованию инструментов рыночной экономики и активную интеграцию в общемировой рынок. Деятельность правительства в сфере экономики направлена на либерализацию путем снижения налогов для среднего и малого бизнеса, так, например, в ноябре 2018 года были практически отменены налоги для частных предпринимателей.

Социальная сфера характеризуется стремлением уменьшить разрыв между богатыми и бедными слоями населения, сокращением количества трущоб: в том же 2018 году было выделено около 200 млрд долларов из государственного бюджета на эти цели. Приоритетной целью является проведение пенсионной реформы, которая сгладила бы в разы отличающиеся пособия городских граждан и жителей сельской местности.

В целом, государство работает над созданием качественной социальной поддержки остро нуждающихся в ней слоев населения. Особое внимание уделяется науке и развитию всех ее значимых направлений. Важна и культурная составляющая, цель которой построение гармоничного духовного общества, опирающегося на идеи коммунистической партии и патриотизма.

Международные отношения

За последние двадцать лет роль КНР на внешней арене значительно возросла, некоторые исследователи склонны считать, что государство способно стать новым мировым лидером, упразднив однополярную систему международных отношений.

Само государство позиционирует основы внешнеполитической деятельности как обеспечение суверенитета и территориальной целостности, создания благоприятных условий для внутреннего роста, а также принципа невмешательства в дела третьих стран. Главенствует концепция мирного пути развития, рассмотрение близлежащих стран как добрососедствующих партнеров.

Первостепенной задачей считается воссоединение с Тайванем, который до сих пор не признает принцип существование одного Китая. Китай состоит в Организации Объединенных Наций с момента ее создания, являясь также постоянным членом Совета Безопасности ООН.

Государство состоит в таких глобальных организациях, как:

  • Всемирная организация здравоохранения,
  • Всемирная организация по охране интеллектуальной собственности,
  • Всемирная торговая организация,
  • Международная организация гражданской авиации,
  • Международное агентство по атомной энергии,
  • Всемирный почтовый союз,
  • Международный валютный фонд,
  • Международный фонд сельскохозяйственного развития.

Большое внимание уделяется региональному сотрудничеству.

КНР является членом в следующих организациях:

  • Шанхайская организация сотрудничества,
  • Ассоциация государств Юго-Восточной Азии,
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество,
  • форум сотрудничества Китай-Африка.

Значимый статус позволяет Китаю быть наблюдателем в ряде международных организаций.

Вот они:

  • Латиноамериканская ассоциация интеграции,
  • Международная организация по вопросам миграции,
  • Международное Общество Красного Креста и Красного Полумесяца.

История, политический режим и государственное устройство Китайской Народной Республики

Правительство

Государственное устройство КНР закреплено в Конституции, которая была обнародована и приведена в официальное действие 4 декабря 1982 года.

Всекитайское собрание народных представителей

Высшей законодательной формой власти в стране является парламент, который носит название Всекитайского собрания народных представителей.

В его состав входят депутаты, избираемые от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения сроком на пять лет, их численность составляет 2987 человек. Преобладает число представителей Коммунистической партии Китая.

Как правило, созыв сессии происходит в марте в течение одиннадцати-пятнадцати дней в столице КНР Пекине.

Основными функциями собрания являются:

  • контроль за соблюдением Конституции и внесением поправок в нее,
  • принятие гражданского и уголовного кодексов,
  • принятие законов,
  • избрание и смещение Председателя КНР и его заместителя,
  • утверждение и смещение премьера Государственного совета, его заместителей и членов, министров, председателей государственных комитетов, главного ревизора, начальника секретариата Госсовета, председателя Центрального военного совета, председателя Верховного народного суда, генерального прокурора,
  • утверждение плана социально-экономического развития и государственного бюджета,
  • решения в сфере административно-территориального деления государства,
  • решение вопросов войны и мира.

Председатель КНР

Высшее должностное лицо государства — председатель КНР. Одновременно является генеральным секретарем Центрального комитета Коммунистической партии Китая и председателем Центрального военного совета.

Наряду с парламентом наделен законодательной властью.

На эту должность может претендовать гражданин Китая, состоящий в Коммунистической партии, достигший сорокапятилетия и обладающий активным и пассивным избирательными правами.

К его полномочиям относятся:

  • осуществление высшей государственной власти,
  • публикация законов,
  • назначение состава Государственного совета,
  • издание указов,
  • представление интересов КНР на международной арене,
  • ратификация и денонсация договоров и соглашений с иностранными государствами.

Постоянный комитет

Постоянный комитет функционирует под контролем ВСНП и призван осуществлять деятельность в период между его сессиями.

Состоит из председателя, заместителя председателя, начальника секретариата и членов, избираемых из числа Всекитайского собрания народных представителей.

Читайте также:  Средняя зарплата в чехии в 2022 году. сравнение по отраслям и регионам

Все они не обладают правом занимать должности в иных государственных структурах, прокуратуре и органах суда. В настоящее время пост председателя занимает Ли Чжаньшу. Заседания Постоянного комитета проходят каждые два месяца.

Его основные функции:

  • принятие законов и поправок к ним в рамках своих компетенций,
  • толкование Конституции и контроль ее исполнения,
  • отмена нормативно-правовых актов территориальных единиц государства, если они противоречат Конституции,
  • надзор за работой Госсовета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры,
  • утверждение министров, председателей государственных комитетов, главного ревизора и начальника секретариата Госсовета,
  • назначение и отзыв полномочных представителей в иностранных государствах,
  • ратификация и денонсация договоров и важных соглашений, заключенных с зарубежными государствами,
  • утверждение помилования и всеобщей или частичной мобилизации.

История, политический режим и государственное устройство Китайской Народной Республики

Госсовет

Государственный совет КНР — это высший орган исполнительной власти.

Состоит из:

  • премьер-министра Госсовета,
  • вице-премьеров,
  • членов Госсовета,
  • начальника секретариата,
  • руководителей ведомств и министерств,
  • председателей государственных комитетов,
  • председателя Народного банка Китая,
  • начальника Государственного ревизионного управления.

Подконтролен парламенту государства. Уполномочен заниматься реализацией законов и постановлений, разработанных ВСНП. Наделен правом издавать нормативно-правовые акты, распоряжения и постановления в рамках своего ведения.

Должность премьер-министра занимает Ли Кэцян, вице-премьеров — Хань Чжэн, Сунь Чуньлань, Ху Чуньхуа, Чжао Кэчжи.

Насчитывается двадцать три министерства, а также присутствуют Государственный комитет по делам здравоохранения, Народный банк Китая, Национальное ревизионное управление КНР.

Коммунистическая партия

Правящей партией в государстве является Коммунистическая партия Китая, созданная еще в 1921 году.

На сегодняшний день это единственная политическая сила страны, в руках которой сосредоточена вся полнота власти, не смотря на то, что номинально в парламенте представлены еще восемь мелких образований. В ее состав входят более 88 миллионов человек.

Руководителем партии и Государственным секретарем является Си Цзиньпин. Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая — это высший руководящий орган партии, который осуществляется один раз в пять лет.

Структура партии:

  • Центральный комитет, осуществляющий ключевую деятельность в период между съездами,
  • Главное управление Центрального комитета ответственно за функционирование партии,
  • Центральная комиссия по проверке дисциплины, созданная для антикоррупционных мероприятий и пресечения партийных преступлений,
  • Политико-юридическая комиссия обеспечивает правовую поддержку,
  • Центральное бюро безопасности, обеспечивающее охрану высшего руководства,
  • Организационный отдел,
  • Отдел пропаганды,
  • Отдел международных связей,
  • Рабочий отдел Единого фронта (органов народных политических консультативных советов) .

Официальные цели съездов партии заключаются в избрании Центрального комитета и внесений изменений в устав, однако в реальной жизни все ключевые решение принимаются заранее, а мероприятие призвано обнародовать результат.

Судебная власть

Структура судебной власти выглядит следующим образом: Верховный народный суд, местные суды, военные суды, суды железнодорожного и водного транспортов, морские портовые суды. Верховный народный суд — это суд высшей инстанции, призванный контролировать нижестоящие части системы.

За его формирование ответственны Всекитайское собрание народных представителей и Постоянный комитет. К местным народным судам относятся низовые народные, суды средней ступени и народные суды высшей ступени, являясь, соответственно, первой, второй и третьей инстанциями.

Все три типа народных судов обязательно есть в каждой провинции.

История, политический режим и государственное устройство Китайской Народной Республики

Местные органы власти

Форма правления Китая

Современная форма правления Китая сложилась после победы коммунистической революции в 1949 году.

А до этого в ее глубокой и богатой истории был долгий период монархии, когда страна управлялась императором и целой армией чиновников различного ранга, и длительный период хаоса, мятежей и оккупации китайских территорий другими государствами, пришедшийся на конец XIX — первую половину XX века.

Начало этому периоду положили опиумные войны, которые против Китая вели западные государства во главе с Англией с 1840 по 1860 годы. Двадцать лет противостояния подорвали экономику страны и привели к территориальным потерям и превращению ее, в конце концов, в полуколониальное государство.

История, политический режим и государственное устройство Китайской Народной Республики

Далее последовала непрерывная полоса бунтов и революций, не только окончательно сокрушивших монархию, но и погрузивших Китай в долгие годы сумятицы и безвластия.

Сменявшиеся президенты и правительства, и даже попытка восстановления монархии, предпринятая генералом Юань Шикаем, не смогли навести порядок в стране.

В 1937 году началась оккупация Китая Японией, которая плавно перетекла во Вторую мировую войну, и только с приходом к власти коммунистов во главе с Мао Цзэдуном в 1949 функционирование государственных органов было восстановлено в полной мере. Вот об этом государстве и пойдет речь.

Форма правления и структура власти в КНР

Сегодняшний Китай — это унитарное государство, с трехступенчатой административно-территориальной структурой (провинции, уезды, волости), включающее в себя также автономные образования различного уровня.

Это самая крупная страна Восточной Азии, с численностью населения почти 1.5 миллиарда человек, уступающая по размеру территорий только России и Канаде.

Официальное название государства — Китайская народная республика, сокращенно КНР.

В настоящее время основным законом страны является Конституция, принятая Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП) 5-го созыва и начавшая действовать 4 декабря 1982 года.

Китай по форме правления — своеобразная парламентская республика, которая в Конституции называется «социалистическим государством демократической диктатуры народа, основанным на союзе рабочих и крестьян, под руководством рабочего класса».

Там же в Конституции зафиксирована руководящая и доминирующая роль Коммунистической партии Китая (КПК). Помимо КПК в стране существует еще 8 «демократических» партий, носящих скорее декоративный характер.

История, политический режим и государственное устройство Китайской Народной Республики

Высший орган государственной власти Китая — ВСНП, китайский парламент, который работает в течении коротких сессий — 2-3 недели в году. В остальное время его полномочия осуществляет Постоянный комитет (ПК ВСНП), избираемый на съезде и ему же подотчетный.

ВСНП имеет право вносить изменения в Конституцию, принимать законы, избирать Председателя КНР и его заместителя. Также на съездах избираются все остальные основные органы государственной власти.

Помимо этого, в его ведении утверждение состава и главы Госсовета (Правительства), планов дальнейшего развития страны и госбюджета, принятие отчетов об их реализации.

Депутаты ВСНП избираются путем многоступенчатых выборов сроком на 5 лет и свою депутатскую деятельность совмещают с исполнением основных трудовых обязанностей.

История, политический режим и государственное устройство Китайской Народной Республики

Перечень полномочий Постоянного Комитета очень велик, кроме того, ВСНП может своим решением передать ему дополнительные функции. Срок полномочий членов ПК также составляет 5 лет, а периодичность его заседаний — один раз в два месяца.

В период между съездами ВСНП Комитет может принимать, толковать и вносить изменения в законы, контролировать работу Госсовета, Верховного народного суда и народной прокуратуры, Центрального военного совета.

Государственный совет — это центральный орган исполнительной власти, который руководит работой министерств и ведомств и подточен ВСНП и ПК.

История, политический режим и государственное устройство Китайской Народной Республики

Правовая система

Правовая система Китая представляет собой причудливую смесь древних правовых традиций, основанных на конфуцианстве, современного законодательства, главной идеей которого является «социализм с китайской спецификой» и отдельных принципов романо-германского права, действующих в основном в сфере экономики. Ей и сегодня присуще главенство моральных норм над правовыми, истоки которого лежат в учении Конфуция, утверждавшего, что решение любой проблемы должно быть гуманным и справедливым, а не загнанным в рамки единой юридической схемы.

История, политический режим и государственное устройство Китайской Народной Республики

Система права Китая до сих пор находится на этапе формирования, особенно это касается норм гражданского права и других смежных с ним отраслей. Но серьезно меняются и другие правовые системы. Например, в уголовном кодексе расширен круг лиц, попадающих под уголовную ответственность и ужесточены меры наказания при рассмотрении дел о коррупции.

Читайте также:  Работа в канаде в 2022 году: зарплаты, лучшие профессии и как устроиться

В УК Китая на сегодняшний день существует порядка 60 статей, по которым предусмотрена смертная казнь, к ним относятся и так называемые «преступления против порядка социалистической рыночной экономики». По количеству приведенных в исполнение смертных приговоров Китай занимает первое место в мире.

В отдельных случаях смертная казнь может заменяться бессрочным лишением свободы.

Форма правления Китая — народная республика. Статья рассказывает о государственных органах власти и специфике правовой системы страны, которые сложились при этой форме правления в Китае.

Государственное устройство и политический режим

Основные этапы конституционного развития КНР

Политическая система КНР, основные черты которой закрепляются в Конституции 1982 г., не только коренным образом отличается от «западной» модели демократии, но и ортодоксального социализма, в том числе — советского образца.

Важнейшей особенностью конституционного механизма власти в КНР является руководство государством и обществом со стороны Коммунистической партии Китая (КПК) (создана в 1921 г., численность в настоящее время — 58 млн.чел.), что позволяет охарактеризовать государство как партократическое.

В то же время сами партийные органы непосредственно не осуществляют государственную власть, а принятые ими решения реализуются через формально непартийные органы и организации, прежде всего через государственные структуры.

Важным инструментом проведения партийной политики в государственных органах и негосударственных организациях являются так называемые «партийные группы руководства», которые создаются в соответствии с Уставом КПК в аппарате центральных и местных государственных органов, хозяйственных и культурных учреждений, негосударственных и других непартийных организаций.

  • Важнейшим организационным принципом построения КПК является принцип демократического централизма, согласно которому каждый член КПК безоговорочно подчиняется решениям партии и ее органов и обязан их выполнять; все партийные органы и организации подчиняются ЦК КПК.
  • Вместе с тем нельзя не отметить, что в настоящее время в Китае идет активный поиск путей совершенствования форм и методов партийной работы, и прежде всего разделения функций партийных и государственных органов.
  • Ведущая роль КПК в общественно-политической и административно-хозяйственной жизни страны находит свое закрепление в Конституции (Введение), в Уставе КПК, других партийных документах и директивах.

Другой существенной особенностью политического механизма КНР является наличие кроме КПК еще восьми других политических партий, которые вместе с многочисленными общественными организациями объединены в действующий под руководством КПК Единый фронт, организационной формой которого выступает Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Основными задачами органов НПКСК являются проведение политических консультаций, демократический контроль, организация политических партий, негосударственных организаций, демократических деятелей, репатриантов и т. д. для участия в обсуждении важнейших вопросов государственной жизни и участия в политике государства.

Важной особенностью политической системы КНР является многопартийность — существование наряду с КПК восьми других некоммунистических политических партий общей численностью около 400 тыс. человек. Этими партиями являются:

  1. — Революционный комитет гоминьдана Китая;
  2. — Демократическая лига Китая;
  3. — Китайская ассоциация демократического национального строительства;
  4. — Китайская ассоциация содействия развитию демократии;
  5. — Крестьянско-рабочая демократическая партия Китая;
  6. — Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости);
  7. — Общество «3 сентября»;
  8. — Лига демократического самоуправления Тайваня.

Все они в настоящее время называются «партиями, участвующими в политической жизни», осуществляющими свою деятельность под руководством КПК.

В Китае сложилась так называемая «система многопартийного сотрудничества и демократических консультаций»: некоммунистические партии выступают не как оппозиционные, а «дружественные» по отношению к КПК партии.

Определенную самостоятельность проявляют эти партии в деле развития экономики, науки и техники, здравоохранения, образования и культуры.

Важная роль отводится этим партиям в налаживании тесных многосторонних (в том числе и экономических) контактов с этническими китайцами, проживающими за рубежом (хуацяо), в работе с реэмигрантами, а также в реализации политического курса КНР на мирное воссоединение с Тайванем на принципах «одно государство — две системы». Другой важной особенностью партийной системы Китая является допустимость двойного членства в политических партиях.

История, политический режим и государственное устройство Китайской Народной Республики

Кроме политических партий важным звеном политической системы КНР являются массовые общественные или «народные» организации, общее число которых в настоящее время около 2 тыс.

Наиболее многочисленными и значимыми являются: Коммунистический союз молодежи Китая, Всекитайская федерация профсоюзов, Всекитайская федерация женщин, Всекитайская федерация молодежи, Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев, Китайская ассоциация деятелей науки и техники, Всекитайская ассоциация соотечественников-тайваньцев, Всекитайская ассоциация реэмигрантов, различные организации дружбы с зарубежными странами. Так же как и некоммунистические демократические партии, народные организации, действуя под руководством КПК, служат важным инструментом проведения политики компартии среди различных социальных слоев и групп китайского населения.

Проводимые в Китае реформы лишь в незначительной степени коснулись политической системы; и в обозримом будущем вероятна лишь определенная дозированная демократизация в политической сфере при консервации в основном всего существующего политического механизма с лишь отдельными его модификациями.

Государственное устройство и политическая система Китая

Китайская система государственного управления на сегодняшний день уникальна.

Политика модернизации, начатая правительством в 90-х годах 20-го века, привела к тому, что тоталитаризм, пронизывающий всю структуру китайского общества, постепенно сменился авторитаризмом.

Бурный экономический рост и рыночные реформы требуют более демократичных методов управления, постепенно трансформируя и идеологию.

Параллельная структура

Несмотря на свои размеры, Китайская Народная Республика организована по унитарным, а не федеративным принципам. И правительство и Коммунистическая партия Китая (КПК) действуют сверху вниз, присваивая «Центру» все полномочия. Чтобы управлять страной, правительство и КПК создали примерно параллельные национальные бюрократические структуры, простирающиеся от Пекина до местного уровня.

Этим структурам помогают различные «массовые организации» — например, профсоюзы, молодежные лиги, женские ассоциации, писательские и другие профессиональные ассоциации, охватывающие ключевые слои населения.

Такие организации, с их чрезвычайно большим количеством членов, обычно служат линиями передачи информации и единообразного осуществления политики.

В Китае не разрешается функционировать добровольным ассоциациям, которые полностью независимы от КПК и руководства правительства.

КПК и правительственная бюрократия организованы по территориальному и функциональному принципу. Территориальная организация базируется на нескольких административных подразделениях, и каждое из них возглавляет комитет КПК и «народное правительство».

Эти территориальные подразделения включают национальный уровень в Пекине (Центр), 33 подразделения провинциального уровня (4 города прямого управления, 5 автономных районов, специальные административные районы Гонконг и Макао, 22 провинции, за исключением Тайваня), около 330 префектурных органов, более 2850 субъектов округа, а также многочисленные города, поселки и деревни. Некоторые крупные города подразделяются на городские округа. Такая территориальная основа организации предназначена для координации и согласованности с многочисленными политиками центра, способных повлиять на любой регион.

Функциональную политическую организацию со стороны правительства возглавляют министерства и комиссии при Государственном совете, а со стороны КПК отделы ЦК.

Эти функциональные органы центрального уровня располагаются поверх иерархий подчиненных подразделений, несущих ответственность за рассматриваемый сектор или проблемную область.

Подчиненные функциональные единицы, как правило, прикрепляются к каждому из территориальных органов.

  • Столь сложная структура предназначена для координации национальной политики (например, в отношении металлургической промышленности), обеспечения некоторой координации политики на территориальной основе и позволяет КПК сохранять контроль над правительством на всех уровнях национальной иерархии.
  • Одним из непреднамеренных результатов такого организационного подхода явилось то, что в Китае на сегодняшний день работают более 10 миллионов чиновников — количество, превышающее население многих стран мира.
Читайте также:  Программа обмена школьниками в сша в 2022 году: как уехать учиться

В начале-середине 1950-х годов правительственные функциональные министерства и комиссии центра были особенно сильны. «Большой скачок» начавшийся в 1958 году, сместил власть в сторону провинциальных и нижестоящих территориальных органов КПК.

Во времена Культурной революции, начиная с 1966 года, большая часть политической системы настолько разрушилась, что пришлось прибегнуть к помощи Народно-освободительной армии (НОАК).

Однако вмешательство НОАК в политическое противостояние еще более дестабилизировало и запутывало ситуацию на протяжении большей части 1970-х годов.

С тех пор основной упор делался на менее детальный надзор со стороны КПК за правительством и большую децентрализацию государственной власти, где это возможно.

Но разделение власти между КПК и правительством, а также между территориальными и функциональными органами остается в состоянии постоянного изменения, о чем свидетельствует тенденция к централизации в конце 1980-х годов и последующие усилия по децентрализации с конца 1990-х годов.

Коммунистическая политическая система Китая все еще недостаточно институционализирована, чтобы распределение власти было фиксированным и предсказуемым.

Конституционные рамки

Четвертая конституция КНР, принятая в 1982 году, передает всю национальную законодательную власть в руки Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и его Постоянного комитета.

Государственный совет и его Постоянный комитет, напротив, несут ответственность за исполнение, а не за принятие законов. Такое базовое разделение власти существует и для каждого из территориальных подразделений — провинция, округ и т. д.

, но с оговоркой в каждом случае, что широта полномочий, доступная властям, ограничена рамками закона.

  1. Все граждане в возрасте 18 лет и старше, которые не были лишены своих политических прав, имеют право голоса, и прямое народное избирательное право используется для выбора членов собрания народных представителей вплоть до уровня провинции.

В округах делегаты на каждом уровне избирают тех, кто будет работать в Собрании следующего более высокого уровня. Если бы эта модель точно отражала реальное функционирование системы, собрания представителей и их различные комитеты были бы важнейшими органами в политической системе Китая. Тем не менее на самом деле это не так.

Структура органов власти

Председатель, являющийся главой государства, и вице-президент КНР избираются Собранием представителей сроком на 5 лет. Вице-президент помогает в работе Председателя. В случае, если должность последнего становится вакантной, на нее назначается Вице-президент.

Премьер назначается Председателем, и формирует Государственный совет, члены которого, однако, должны быть утверждены ВСНП. Помимо этого, Председатель также назначает 4 вице-премьеров.

Фактические полномочия по принятию решений в Китае находятся в исполнительных органах государства и в КПК. На национальном уровне высшим исполнительным органом правительства является Государственный совет, который возглавляет Премьер. Конституция допускает назначение вице-премьеров, генерального секретаря, неопределенного числа государственных советников, глав министерств и комиссий.

Премьер, вице-премьеры, государственные советники и генеральный секретарь регулярно встречаются в качестве Постоянного комитета, в котором Премьер Госсовета имеет право принимать окончательные решения. Этот Постоянный Комитет Госсовета осуществляет основные повседневные полномочия, и принятые им решения де-факто имеют силу закона.

Хотя это не оговорено в Конституции, каждый вице-премьер и советник берет на себя ответственность за работу одного или нескольких конкретных секторов или вопросов, таких как образование, энергетическая политика или международные отношения. Затем соответствующий лидер поддерживает связь с министерствами и комиссиями Государственного совета, осуществляющими политику в этой области.

Такое разделение ответственности позволяет относительно небольшому органу (Постоянный комитет Государственного совета состоит из менее 20 человек), контролировать и направлять работу огромного числа крупных бюрократических структур.

Разумеется, при необходимости Постоянный комитет может напрямую привлекать дополнительных специалистов для своей работы. ВСНП собирается примерно раз в год, в основном для ратификации решений, уже принятых Государственным советом.

Параллельно системе Госсовета находится центральное руководство КПК.

Распределение власти между различными органами на вершине КПК (Постоянным комитетом Политбюро, самим Политбюро и Секретариатом) значительно различается — с 1966 года до конца 1970-х годов Секретариат вообще не функционировал.

В любом случае существует частичное совпадение членства между высшими органами КПК и Постоянным комитетом Государственного совета. Кроме того, официально вышедшие на пенсию старшие члены партии зачастую сохраняют решающее влияние на принятие решений КПК.

Роль Коммунистической партии

Правящей партией является Коммунистическая, однако, вопреки расхожему заблуждению, это не единственная партия в стране. Помимо коммунистов, в Китае насчитывается еще 8 немногочисленных демократических партий, каждая из которых имеет свой устав, печатный орган и прочие атрибуты самостоятельности.

Несмотря на то, что правящая Коммунистическая партия на постоянной основе взаимодействует с остальными партиями в форме регулярных консультаций и совещаний, принципиального влияния на политику страны они не имеют. Некоторые члены демократических партий избираются в ВСНП и местные собрания, а иногда даже назначаются на руководящие посты в госорганах, но, как правило, на вторые роли, не выше заместителя.

Согласно китайской Конституции, ВСНП является высшим органом, принимающим решения. Поскольку съезд партии обычно созывается раз в пять лет, Центральный Комитет Коммунистической партии уполномочен действовать, когда Собрание не заседает.

Политбюро же может действовать от имени ЦК, когда последний не заседает, а Постоянный комитет (ПК) Политбюро руководит работой Политбюро. Секретариат отвечает за повседневную работу ЦК и Политбюро. Генсек партии председательствует в Секретариате, а также отвечает за созыв заседаний Политбюро и его ПК.

Секретариат работает при необходимости через несколько отделов (например, отдел организации или отдел пропаганды) при ЦК.

До 1982 года КПК имела председательство, уникальное среди правящих коммунистических партий. Мао Цзэдун занимал этот пост до своей смерти в 1976 году, а Хуа Гофэн был председателем вплоть до отстранения от должности в 1981 году.

Ху Яобан занимал пост председателя партии до тех пор, пока эта должность не была упразднена в 1982 году. Решение переформатировать эту должность стало частью усилий по уменьшению шансов на то, что какой-либо из лидеров снова узурпирует власть над партией, как это сделал Мао.

Правительство Китая по-прежнему имеет председательство, но его полномочия сравнительно ограничены.

Распределение власти между ведущими органами КПК, а также между ними и Государственным советом постоянно меняется. ПК Политбюро и Политбюро в целом уполномочены принимать решения по любому вопросу.

Секретариат тоже иногда играл чрезвычайно активную роль, встречаясь чаще, чем Политбюро или его Постоянный комитет, и принимал много важных решений от своего имени.

Точно так же Государственный совет принял много важных решений, но строго по усмотрению руководства КПК.

Теоретически, КПК устанавливает основные направления политики и широко контролирует их реализацию. КПК также берет на себя основную ответственность за привитие «правильных ценностей» населению. Правительство, согласно теории, несет ответственность за проведение политики КПК, принимая необходимые решения по мере возникновения вопросов.

Конечно, такое четкое разделение труда быстро размывается по ряду причин.

Так, например, лишь с конца 1970-х годов были предприняты согласованные усилия для назначения разных людей на ключевые руководящие должности в КПК и правительстве.

До этого времени один и тот же человек возглавлял и комитет КПК, и правительственный орган, отвечающий за любую область. На высшем уровне премьер-министр правительства и председатель партии продолжают заседать в Политбюро КПК.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector