Внедрение единой системы оценки знаний при выпуске из школы и поступлении в вуз позволило снизить коррупцию в образовательных учреждениях и частично уменьшило сложность попадания в университеты одаренных детей.
Только после изначального появления госэкзамена произошло множество изменений, некоторые вузы ввели минимальный проходной балл, указанных в сертификатах ЕГЭ, даже не рассматривая более «слабых» претендентов.
Возможно, правила поступления в ВУЗы России в 2019-2020 учебном году тоже обретут некую необычные черты, способные разрушить планы будущих студентов.
Правила поступления в вузы России
Новые правила приема в вузы РФ пока мало отличаются от прежних условий. Вчерашние школьники могут подавать документы в несколько вузов, опираясь на минимальный проходной балл и свои результаты ЕГЭ. Большинство школьников заранее определяется с выбором места дальнейшей учебы, предварительно уточняя необходимый перечень дисциплин, необходимых для поступления. В итоге ученики сдают нужные предметы, пытаясь получить максимум, ведь у профильных вузов появилась своя мерка для поступающих. Ориентируясь на данные прошлого года многие университеты обозначают приблизительный минимальный балл, позволяющий претендовать на обучение в данном вузе. Ниже этого уровня учащиеся не рассматриваются, т.к. претендентов с более качественными знаниями достаточно, чтобы заполнить все имеющиеся места в группах.
Внимание! Выпускникам школ стоит знать, что ранее существовавшая возможность просто пройти конкурс на факультет с техническим уклоном в гуманитарном вузе, теперь отсутствует. Право подать документы осталось, но изменились условия, т.к.
в списки обязательных вступительных дисциплин большинства вузов внесли изменения. Наличие технического уклона требует соответствующего сертификата ЕГЭ или прохождения внутреннего экзамена при отсутствии сданного единого госэкзамена.
В остальном система поступления осталась прежней. Тем, у кого есть сертификаты по всем нужным дисциплинам, необходимо лишь подать документы, остальным пройти внутренние экзамены. Потом тем и другим нужно будет дождаться списков зачисления, ведь наличие большого количества льготников может помешать поступить даже при хороших баллах в сертификатах ЕГЭ.
Баллы за личные достижения и категории льготников
Дополнительные баллы в 2019-2020 году традиционно будут начислены призерам всероссийских конкурсов и олимпиад. Только не стоит забывать, что пока победители подобных интеллектуальных мероприятий имеют почти карт-бланш на зачисление в вуз, но это скоро изменится. Предполагается, что в ближайшее время для таких категорий введут ограничение начисляемых баллов. Пока чиновники хотят ввести ограничение на 10 баллов, но вузы имеют возможность дополнительно вручать свои поощрения.
Отдельно стоит выделить категории лиц, поступающих вне очереди. Этот список не очень большой, но недавно перечень дополнили 2 позициями. Сейчас льготы имеют такие лица:
- сироты;
- медалисты;
- дети росгвардейцев;
- дети матерей-одиночек;
- школьники из многодетных семей;
- сами росгвардейцы при условии отсутствия ранее полученного бесплатного образования.
Также стоит знать, что произошли важные изменения при поступлении для победителей и призеров профильных олимпиад.
Ранее наличие победы на олимпиаде приравнивали к 100 баллам по ЕГЭ соответствующего предмета, что давало право предоставлять такие данные в момент поступления. Теперь право на «использование» победы в олимпиаде можно реализовать лишь в 1 вузе.
При подаче документов в другие университеты отныне школьник участвует в их конкурсном отборе уже на общих основаниях. Других категорий льготников такое правило не касается.
Сроки приема документов и зачисления
В первую очередь все поступающие пытаются зачислиться на отделение бюджетного образования. Все будущие студенты пробуют попасть на бюджет, даже если у них нет гарантии поступления. Соответственно, в случае провала, они могут пойти учиться на коммерческой основе. О том, что они не прошли по конкурсу на бесплатное обучение, поступающие узнают из списков зачисленных. После этого существует 2 варианта развития событий: донабор на бюджет и прием студентов на договорной основе.
Последний вариант встречается редко. Ведь обычно все бюджетные места заняты, но временами на некоторые мало востребованные специальности по итогам общего зачисления остается возможность дополнить группу без оплаты обучения.
Если же все места заняты, то приемная комиссия переходит к составлению списков студентов, поступающих на договорной основе. Тем, кто не прошел на бюджет, предлагают воспользоваться контрактной основой, оплатив свое обучение.
При этом думать бесконечно тоже нельзя — вузу необходимо составить список учащихся коммерческого отделения.
Согласно этим этапам деятельности вузов в Москве и других городах происходит формирование сроков приема документов и сроков зачисления. Обычно документы можно подать с третьей декады июня. Правила окончания сроков приема заявлений несколько иные — в зависимости от ряда условий они могут отличаться.
На срок окончания приема документов влияет наличие дополнительных вступительных испытаний. Чаще всего сроки укладываются в такие границы:
- Завершение приема 7 июля для вузов с творческими и профиспытаниями.
- При наличии прочих вступительных испытаний срок сдвигается на 10 июля.
- Для зачисления только по результатам ЕГЭ подать документы можно до 26 июля.
В любом случае срок приема документов в каждом конкретном вузе или техникуме необходимо уточнять отдельно. Впрочем, лучше не тянуть с выбором вуза и написанием заявления — отдать документы желательно в самом начале периода их приема.
Помимо этого у разных университетов и техникумов отличаются и сроки зачисления, хотя в большинстве образовательных учреждений действует правило максимально быстрого формирования списка поступивших студентов, имеющих льготы. Обычно о зачислении такие лица узнают не позже конца июля, т.к. вузы 29 числа издают приказ, указывающий перечень студентов, поступивших на бюджет.
В первых числах августа происходит распределение оставшихся бюджетных мест среди школьников, имеющих высокие баллы в сертификатах ЕГЭ. В большинстве вузов второй приказ о зачислении выходит 3 августа.
Следом идет приказ о донаборе на возникшие бюджетные места и/или распределение студентов коммерческих отделений. Уже после 8 августа большинство вузов заканчивает формирование итоговых списков обучающихся.
Особенности поступления без сертификата ЕГЭ
После окончательного внедрения системы ЕГЭ, Министерство образования требует от государственных вузов и техникумов обязательного учета сертификатов единого экзамена. Просто пересдать ЕГЭ в вузе, имея низкие баллы за школьный экзамен, нельзя. При этом есть несколько категорий лиц, имеющих право сдавать вступительные экзамены в университете/техникуме.
Таких категорий не очень много, к ним относятся:
- Люди, имеющие инвалидность.
- Лица, закончившие учебу в школе более 5 лет назад.
- Иностранные граждане, поступающие в российский вуз.
- Те, кто выпускался из школы/гимназии до введения формата ЕГЭ.
- Российские граждане, обучавшиеся в русских заграничных школах.
Всем остальным надо иметь приличные баллы ЕГЭ, полученные на школьном экзамене. Впрочем, сейчас разрешили исправить 1 предмет, но лишь следующей осенью. По сути год все равно будет пропущен. Что же касается тех, у кого просто нет сертификата ЕГЭ, должны будут сдать сопоставимый по уровню экзамен в вузе.
Таким людям будет немного сложнее — в каждом выбранном вузе придется сдать внутренние экзамены, что несколько усложняет подачу документов во множество образовательных учреждений. Пока допускается сразу 5 вузов, но скоро ситуация с количеством может измениться.
Предложения об изменении количества мест подачи документов
Пока ситуация с 5 вузами и тремя специальностями в каждом остается в прежних рамках. Поступающие вправе подать документы в сумме на 15 специальностей. В такой ситуации действует принцип теории вероятности — чем больше факультетов для поступления, тем выше вероятность зачислиться хоть куда-то.
Правило пяти вузов словно само побуждает подать документы в максимальном количестве раз. При этом уже неоднократно поднимался вопрос уменьшения численности мест подачи, чтобы исключить появление множества людей с высшим образованием, не желающих работать согласно полученной специальности.
Мнение! Уже не раз чиновники высказывались о необходимости сокращения числа вузов для подачи документов. Это позволит избежать получение образования ради диплома, а не профессии, когда учащиеся, не поступившие на желаемое место, идут куда смогли зачислиться.
С другой стороны абитуриент может подать в профильные вузы разных городов, в надежде поступить на нужный факультет.
Поэтому попытки оставить право на выбор только одного вуза несколько неверны, ведь даже в масштабах одного города могут быть университеты с идентичными факультетами.
Вероятно стоит ограничить численность вузов хотя бы до трех, хотя есть более сложный вариант — не более 2 университетов в одном городе, а всего в сумме пять с прежним условием про 3 специальности.
Пока же правила поступления в ВУЗы России в 2019-2020 учебном году остаются в относительно привычных рамках.
Исключением являются лишь небольшие изменения, способные коснуться лишь малой части претендентов.
Источник: https://v-2020.org/postuplenie-v-vuzy-v-2019-2020-godu
Система образования Англии: дошкольное, среднее и высшее образование в Великобритании | Глобал Диалог
Система образования Великобритании, пожалуй, одна из самых консервативных в мире. Отчасти это связанно с ее возрастом – появление первых средних школ в стране и Оксфордского университета датируется XII веком. Начиная с тех времен и по сей день дисциплина и высокий уровень качества преподавания остаются главными отличительными чертами британской образовательной системы. Однако это вовсе не значит, что она не претерпевает никаких изменений. Напротив, английская система образования не только идет в ногу со временем, но и зачастую его опережает: стремление к совершенству и почитание традиций здесь прекрасно уживается с новейшими образовательными программами и практиками.
Дошкольное образование в Англии
Подготовка к школе в Великобритании начинается еще в детском саду. С 2 до 5 лет дети учатся читать, писать и считать. Академическая нагрузка небольшая, акцент делается на дисциплину и общее воспитание.
При этом государством финансируется лишь 15 часов занятий в саду в неделю, так что если планируется отдать ребенка на больший срок – придется доплачивать из собственного бюджета.
В дошкольные учреждения родители отдают детей по желанию, а обязательной является лишь школьная ступень – с 5 до 18 лет.
Система среднего образования Англии
Среднее образование в Англии включает четыре основных этапа (Key Stages): начальное с 5 до 7 лет и с 7 до 11, среднее для детей от 11 до 14 лет и с 14 до 16. Набор обязательных предметов (Core Subjects) меняется в зависимости от возраста.
В начальной школе дети изучают английский язык, математику, историю, географию, музыку, технологию промышленности и искусство. С 11 лет к Core Subjects относят английский, математику и науки (основы химии, биологии и физики). Остальные предметы ученик вместе с родителями выбирает исходя из собственных предпочтений.
С 14 до 16 лет школьники готовятся к сдаче экзамена GCSE (General Certificate of Secondary Education – Сертификат о Среднем Образовании).
В 2015 году английское законодательство об обязательном образовании претерпело изменения: ранее оно ограничивалось возрастом в 16 лет. Сегодняшним учащимся предстоит провести за партами еще 2 года. Те, кто планирует максимально быстро приступить к работе, поступают в профессиональные колледжи.
После 2 лет обучения они получают GNVQ's (сертификат о среднем специальном образовании) или BTEC's (диплом о среднем техническом образовании). Те, кто заинтересован в дальнейшем поступлении в вуз, остаются в школе на Sixth form.
В этот период – 16 до 18 лет – школьники готовятся к сдаче A-levelsпо выбранным предметам.
По типу финансирования школы Великобритании делятся на государственные и частные. В отличие от многих стран, разрыв между муниципальными и частными учебными заведениями Англии не так велик: за уровнем среднего образования в стране следят на государственном уровне.
Хотя, безусловно, частные школы отличаются более сильной подготовкой: сказывается и наличие материально-технической базы, и высокий уровень преподавательского состава, и камерность классов, и даже историческое наследие, которым может похвастаться немалая часть школ-пансионов.
Многие их них работают не одно столетие, а старейшие и вовсе – появились еще в XII веке при католических церквях.
Стоит отметить, что исторически в Англии сложилось раздельное обучение. Часть частных школ сохранили этот подход и по сей день: многие британцы считают, что так мальчикам и девочкам легче сосредоточиться на учебе. Государственные школы в массе своей смешанные.
Система оценок в британских школах буквенная: от A* (превосходно) до U (чрезвычайно неудовлетворительно).
В некоторых частных учебных заведениях ставят и вторую оценку – за усердие, от 1 (активная работа и интерес к предмету) до 5 (ученик совсем не старается). Двукратная оценка очень удобна как для ученика, так и для его родителей.
Она как бы восстанавливает справедливость, ведь часто бывает, что какой-то предмет не дается, несмотря на большие старания, а плохие оценки окончательно демотивируют.
Учебный год в английской школе поделен на триместры, продолжительность каждого – 12 недель. Количество уроков зависит от возраста учащихся, но всегда включает занятия творчеством и спортом.
Большое внимание уделяется общему воспитанию: школы стараются развить в детях лидерские качества, любознательность, взрастить свободных личностей, умеющих делать выбор, отстаивать свою точку зрения, стремиться к профессиональному развитию, и при этом быть достойными членами общества, имеющими права называться истинными леди и джентльменами. Примечательно, что особенно сильны воспитательные традиции в частных школах-пансионатах для мальчиков.
В целом система среднего образования в Англии оценивается положительно, хотя уровень подготовки учащихся показывает последние годы некоторую реверсивность.
Так, по данным мониторинга оценки качества образования в школах PISA (Programme for International Student Assessment) за 2015 год Великобритании досталось 15 место. В 2009 – лишь 24, а в 2000 – 7.
По оценкам экспертов, колебания связаны главным образом с менее стабильным уровнем преподавания в секторе гос.школ. Что касается частных заведений, их показатели остаются достаточно стабильно высокими из года в год.
Это интересно: Частные школы-пансионы Великобритании
Система высшего образования Великобритании
Система высшего образования Великобритании считается одной из совершенных в мире – это демонстрируют и мировые рейтинги высших учебных заведений, и востребованность специалистов, окончивших университеты Туманного Альбиона. Считается, что именно британская образовательная модель легла в основу болонской образовательной системы.
К сектору высшего образования в стране относят:
- классические университеты и университетские колледжи (University Colleges), в которых большое внимание уделяется научно-исследовательской деятельности.
- политехнические институты (Polytechnics) и колледжи высшего образования (Colleges of Higher Education), где готовят специалистов по прикладным специальностям.
Обучение включает 3 ступени: бакалавриат (3 года обучения, за исключением Шотландии), магистратуру (1-2 года) и докторантуру (2-3 года). Учебный год состоит из 3 триместров.
Занятия проходят как в классических форматах лекций и семинаров, так и в виде самостоятельных работ и тьюториалов (работ в небольших группах с наставником-тьютором).
Успеваемость студентов оценивается по промежуточным работам (эссе, курсовые, проекты) и по результатам итоговых экзаменов. Система подсчета среднего балла зависит от вуза и может быть либо бальной, либо в процентах.
Несмотря на присущую англичанам консервативность, они постоянно работают над улучшением системы образования, внедряя инновационные методы преподавания и активно пользуясь современными технологиями. Так, под влиянием потребностей рынка во многих университетах появились так называемые «sandwich courses» – периоды производственной практики, которые могут длиться до года и считаются частью обучения.
Но, конечно, главным образом, славятся британские высшие учебные заведения именно сильной академической подготовкой, вобравшей лучшее из многовековой истории образования этой страны. За качеством сюда едут студенты со всего мира, готовые платить за заветный диплом немалые деньги: год обучения в английском вузе обходится в сумму от 10 000 до 25 000 фунтов стерлингов.
Понимая значность высшего образования не только с точки зрения репутации, но и экономических выгод, правительство осуществляет регуляцию качества образования на государственном уровне.
Для этого в стране действует Управления по обеспечению качества в образовательной сфере (QAA), проверяющее «академические стандарты» и «академическое качество» университетов.
Таким образом, студент любого учебного заведения Великобритании может быть уверен, что получит актуальное образование, а его диплом будет котироваться в любой стране мира.
Подробнее: Высшее образование в Англии для россиян
Система образования Великобритании весьма удачным образом совмещает приверженность традициям и передовые образовательные технологии.
Своей целью она ставит не столько энциклопедические знания учащихся в какой-либо области, сколько всестороннее развитие личности, нацеленность на получение знаний и профессиональное развитие.
Не удивительно, что выпускники британских учебных заведений столь востребованы на мировом рынке труда и показывают великолепный карьерный рост.
Источник: https://www.GlobalDialog.ru/countries/great_britain/higher_education/sistema-obrazovaniya-angliya/
Система образования Латвии
Обучение за рубежом
Системы образования за рубежом
Система образования Латвии
Латвийская республика – полноправный член Евросоюза. Следовательно, просветительская система страны задействована в Болонском процессе. В целом в процессе интеграции пространства высшего образования задействованы 47 стран, среди которых и Россия, Украина и Казахстан.
Включение в состав Болонского процесса оказало значительное влияние на все образовательные ступени. Неограниченное перемещение всех занятых в системе обучения лиц в пределах территории Болонского процесса обеспечивает высокую динамику интеграции систем просвещения. Однако, обо всем по порядку.
Ступени латвийского образования
Образовательная система страны состоит из таких ступеней:
- Дошкольное. С 5-ти лет (или ранее) до 6-ти или 7-и;
- Среднее (весь цикл: 9 обязательных и 3 необязательных года):
- Основное;
- Полное среднее (Общее или профессиональное);
- Академическое или профессиональное высшее.
Система оценивания
В заведениях всех образовательных ступеней используются цифровые отметки успеваемости. В качестве оценок выступают баллы 1-10. При этом проходная оценка – 4, а 1 – низшая. В заведениях высшей ступени отметки 9 и 10 ставятся только за исключительные достижения.
Дошкольное образование в Латвии обязательно. Дети должны поступать в дошкольные заведения в возрасте 5-6 лет, однако, некоторые заведения предлагают программы и для младших детей.
Просветительские заведения для дошкольников могут быть нескольких типов: общественные, приватные и специальные (для детей с ограниченными возможностями). Первые две категории позволяют обучать детей бесплатно, однако питание ребенка оплачивать все же придется.
Особенности записи в детсад
Подав заявку в общественное заведение, придется набраться терпения. Очередь на запись чаще всего занята на два года в перед.
СОВЕТ: Записывать ребенка в сад лучше сразу же после рождения. Иностранным жителям – сразу после получения декларации на место жительства.
Частные дошкольные заведения избавлены от длинных очередей. Стоимость месяца обучения в таком заведении составляет 300-350 евро. В нее включено и питание. По окончании дошкольного обучения, ребенок должен быть полностью готов к начальной школе.
Средняя ступень
Фактически, эта ступень состоит из двух этапов: обязательное основное образование (9 лет) и необязательное среднее образование (Длительностью 3 года).
Примечание: В Латвии большая русская диаспора, поэтому во множестве школ преподают и на русском. В одной только Риге начитывается порядка 45 школ с русскоязычным преподаванием.
Государственная или муниципальная школа в Латвии позволяет получать образование бесплатно. В частных стоимость одного года обучения составляет порядка 1000-1200 евро за год.
По завершении цикля обязательного основного цикла, ученик может отправиться в проф-ориентированные колледжи или гимназии. После четырех лет учебы выдается полный средне-профессиональный диплом.
Описываемый тип образования может быть:
- Общим, по трем направлениям:
- Общеобразовательное;
- Гуманитарно-социальное;
- Математико-биологическое.
- Профессиональным.
Первая программа готовит учеников к продолжению обучения, давая максимальный запас знания. Профессиональное полное среднее образование направлено на получение конкретных профессиональных навыков в искусстве, бизнесе или, скажем, медицине. Получение диплома о полном среднем (профессиональном или общем) образовании открывает доступ к следующей образовательной ступени.
Видео репортаж об образовании в Латвии
Высшая ступень
Для начала процесса зачисления потребуется документ, подтверждающий наличие полного образования средней ступени. Подобные документы, полученные за границей, придется отдать на экспертную оценку.
Высшее образование, как и полное среднее, осуществляется по двум программам:
Академическая | Профессиональная |
Академическая программа готовит научных сотрудников, которые впоследствии будут заниматься разработками, исследованиями и изысканиями. В результате освоения программы студент получает одну из трех научных степеней. Академическая программа преподается только в высших школах. | Профессиональная программа направлена на получение конкретных навыков. По завершении обучения студент получает профессиональную квалификацию, или профессиональную бакалаврскую/магистерскую степень. В отличие от академической, профессиональная программа преподаётся и в высших школах, и в специальных колледжах. |
Сроки обучения в заведениях высшей ступени
Получение бакалаврской степени для любой программы обучения займет от трех до четырех лет. Еще год или два потребуется, чтобы получить следующую степень (магистра). По завершении магистратуры можно претендовать на степень доктора. Этот этап займет еще три-четыре года. Итого полный цикл получения докторской степени потребует от восьми до девяти лет.
Получение образования можно прекратить на одной из стадий. Только наличие докторской степени значительно упрощает получение последующих степеней в смежных областях.
Другие важные нюансы
- Каникулярная учеба в Латвии представлена множеством детских лагерей. Часть из них ориентирована на русскоговорящих детей.
- Бесплатное государственно обучение на дошкольном, школьном и среднем уровне представлено общественными образовательными заведениями. Государство спонсирует образование 18% студентов. Иностранцам для получения бесплатного обучения потребуется декларация о постоянном месте жительства.
- Русскоговорящие люди не будут иметь проблем с образованием в Латвии. Практически половина всех учебных заведений рассчитана на обучение в Латвии на русском.
- Образовательные стандарты европейского образца позволяют значительно упростить получение второго и последующих степеней.
Источник: https://vseobr.com/sistemy-obrazovanija/latvija/
Разная система оценивания: особенности образования в Прибалтике
Образование в Литве строится на трех ступенях. Начальное образование предполагает посещение ребенком детского сада с 3-х летнего возраста. Начальное образование является обязательным и длится 4 года. Программа дошкольного образования рассчитана на развитие моторики, навыков общения и логического мышления.
Занятия проходят в виде развивающих игр, которые лучше помогают ребенку усвоить материал и обрести навыки. Оценок за результаты деток в детсадах Литвы не ставят, зато проводятся родительские собрания, на которых обсуждаются успехи детей. По окончанию дошкольного обучения дети проходят тестирование, с результатами которого идут в первый класс.
Чтобы отдать ребенка в садик родителям придется раскошелиться — годовая стоимость обучения около 1 тысячи евро.
Совершенству нет предела: почему финские школы лучшие в мире?
Среднее образование в Литве строится на непрофильной модульной системе. Провести в школе нужно 10 лет, после чего перед учеником стоит выбор поступить в колледж или продолжить обучение еще 2 года.
Сдав экзамены по литовскому языку и трех предметов на выбор, школьники получают аттестат о полном среднем образовании, которые открывает перед ним двери университетов. Среднее образование бесплатное.
Высшее образование предполагает возможность получения степени бакалавра (3-4 года), магистра (1-2 года) и доктора наук (3-4 года).
Система образования в Латвии
предусматривает три ступени. Латвийские детишки идут в садик с 5ти летнего возраста. Но если родители работают и не имеют возможности сидеть с ребенком, тут предусмотрены дошкольные учреждения, в которых предлагают программы и для младших детей.
Особенностью является обязательная запись ребенка в детсад, потому что велика очередь желающих. Мамы в Латвии спешат подать заявку сразу после рождения, так как дошкольное образование в Латвии обязательное.
Образование в государственных и муниципальных учреждениях бесплатное, в частных – около 350 евро в месяц, зато без всяких очередей и заявок.
Средняя ступень это обязательное основное образование, которое длится 9 лет. В школах Латвии есть возможность выбрать из двух видов среднего образования: общее среднее образование и среднее профессиональное образование.
Общее среднее образование, в свою очередь, делится на: общеобразовательное, гуманитарное и социальное и математическое, природоведческое и техническое направления. Программы среднего профессионального направления предполагают профессиональный уклон в искусство, медицину или бизнес.
Содержание любой программы среднего образования предполагает 8 предметов и 3 на выбор. Знания оценивают по 10-бальной системе. В государственных школах образование бесплатное.
Высшая ступень делится на академическую и профессиональную и предполагает степень бакалавра, магистра и докторанта.
Образование в Эстонии
Дошкольное образование в Эстонии хоть и платное, но доступное, так как государство покрывает 50% расходов по содержанию ребенка в дошкольном учреждении. Основное внимание направлено на формирование социальных, учебных и игровых навыков у детей, идет подготовка к занятиям в школе.
Дети идут в школу с семилетнего возраста и проводят за партой 12 лет. Основное образование с первого по девятый класс, гимназическое с десятого по двенадцатый. В Эстонии 5-ти бальная система оценивания знаний.
- Высшее образование можно получит в университете или прикладном учебном заведении, по одному конкретному направлению и получить ступени бакалавра, магистра и доктора наук.
- В чем преимущества средних школ в Канаде?
- depositphotos
Источник: https://4mama.ua/kids/education/1228-raznaya-sistema-otsenivaniya-osobennosti-obrazovanie-v-pribaltike
Развитие высшего образования в Латвии
Высшее образование в Латвии, является важной сферой, играющей значительную роль в экономике. В свою очередь, уровень развития высшего образования, является одним из основных показателей определяющих конкурентоспособность государства на международной арене.
Статья подготовлена в рамкахIV международной научно-практической конференции «Трансформация региональных экономик: устойчивое развитие и конкурентоспособность», прошедшей в Балтийской международной академии (БМА) в Риге 7 июня 2013 года.
Ключевые слова: учебные заведения, высшее образование, колледж, студенты, структура образования.
Abstract: Higher education in Latvia is an important sphere which plays an important role in economics. In its turn, the level of development of higher education is one of the main criteria, defining the competitiveness of the state in the international arena.
Key words: educational institutions, higher education, college, students, education structure.
Исторически сложилось, что высшее образование в Латвии, являлось приоритетным в общественной жизни страны, а с момента приобретения независимости в республике, этот процесс, вступил в новую фазу своего развития.
В этой связи, актуальным является постоянно действующий анализ развития рынка высшего образования в Латвии.
Целью работы, является краткий анализ развития рынка высшего образования в Латвии и оценка его конкурентоспособности.
В современной экономике Латвии, высшее образование, играет существенную роль. Доказательством этому, служит количество высших учебных заведений и количество студентов, обучающихся в латвийских вузах.
В Латвии, предоставляют обучение 17 государственных и 16 частных вузов, 17 государственных и 8 частных колледжей, а так же 3 филиала иностранных вузов. Общее количество студентов в этих учебных заведениях — 94474 чел.
[4], что составляет 4,5 % от общего количества проживающих в Латвии [5].
Динамика роста количества лиц с высшим образованием отражена в таблице 1.
Позиция | 2012 | 2011 | 2010 | 2009 | 2008 |
Общее количество студентов | 94474 | 97065 | 103782 | 112555 | 125 350 |
Выпускники | 21 468 | 24 843 | 26 541 | 26 007 | 24 177 |
Численность населения | 2067887 | 2070371 | 2248374 | 2261294 | 2270894 |
Доля выпускников от численности населения | 1.03 | 1.19 | 1.18 | 1.15 | 1.06 |
Данные, приведенные в табл.1, наглядно показывают динамику роста до 2011 года. В данный момент, наблюдается тенденция снижения показателей, что можно обосновать влиянием как экономических, так и социальных факторов.
Высшие учебные заведения Латвии разделяются на государственные и негосударственные. Отличительной чертой этих учебных заведений, является то, что в государственных вузах студентам предоставляется возможность обучаться бесплатно.
На рис.1, представлена информация о количестве зачисленных студентов в государственные высшие заведения Латвии в период 2012 — 2013 учебные года.
![]() |
Рис.1 Количество иматрикулированных студентов в гос. вузы Латвии [3]. |
Анализируя данные на рис.1, можно сделать вывод о том, что самый высокий показатель у RTU ( 4443 чел.). На втором месте — LU (3306 чел.), а на третьем — RSU (2280 чел). Всего в 2012/2013 учебном году госвузы приняли 15511 человека.
В частных вузах Латвии, а их 16, студенты, производят оплату за обучение. На рис.2 представлена информация по частным вузам Латвии, в период 2012 — 2013 учебные годы.
![]() |
Рис.2 Количество иматрикулированных студентов в частные вузы Латвии [4]. |
Анализируя данные на рис.2, можно сделать вывод о том, что самый высокий показатель у BAT — 1132 чел. На втором месте — BSA (781 чел.), а на третьем — RSEBAA (615 чел). Всего в 2012 — 2013 учебном году частные вузы приняли 5369 человека.
Система образования в Латвийской Республике, регламентирована Законом об образовании [1] и Законом о высших школах [2], которые предусматривают 4-х уровневое обучение. На рисунке 3. представлена схема системы высшего образования в Латвии.
Рис. 3. Структура системы высшего образования.
Система высшего образования | |
Докторантура (3 — 4 года) | |
Магистратура | |
Академическая магистратура 2 года | Профессиональная магистратура 1–2 года |
Высшая школа | |
Академическое образование 3-4 года | Профессиональное образование 4-6 года |
Колледж — 2-2,5 года |
Структура системы высшего образования в Латвии, представленная на рисунке 3, позволяет дать характеристику учебным заведениям, соответствующим каждому уровню.
Как видно из рис.3, высшее образование в Латвии можно получить в колледже или в высшем учебном заведении. Колледж реализует программы высшего профессионального образования первого уровня. Высшее учебное заведение является учебным заведением высшей степени, в котором реализуются программы высшего профессионального образования второй степени и академического высшего образования.
Программы Латвийских ВУЗов целенаправленно ориентированы: академические программы готовят студентов к исследовательской деятельности, профессиональные же — имеют сугубо прикладную направленность, адаптированную, к примеру, для дальнейшей работы переводчиком, экономистом, пилотом, банковским работником, программистом [6].
В государственных высших учебных заведениях определенное количество студентов, на основании результатов вступительных экзаменов, могут учиться бесплатно, остальные студенты должны оплачивать учебу самостоятельно. В частных высших учебных заведениях учеба платная.
Колледж — это образовательное учреждение высшей ступени, которое реализует образовательные программы первого уровня профессионального высшего образования [7].
На сегодня, в Латвийской Республике, насчитывается 25 колледжей (государственных и частных). Таких, как: Рижский строительный колледж, Олайнский механико-технологический колледж, Даугавпилский медицинский колледж, Колледж госполиции, Юридический колледж, Латвийский колледж бизнеса и многие другие.
Привлекательной особенностью для студентов, являются программы, которые на первом уровне профессионального высшего образования предлагают освоить такие профессии, как: банковские работники, предприниматели, специалисты информационных технологий, помощники юриста, инженерно-технические работники.
Продолжительность учебы после получения среднего образования — 2-3 года. Эти программы относятся к программам высшего образования «неуниверситетского типа» и в основном ориентированы на получение профессиональных знаний и умений.
Но ни учеба, ни дальнейшая работа не предполагает научно-исследовательскую направленность.
Полученная квалификация соответствует четвертому уровню профессиональной квалификации: подготовка, дающая возможность исполнять сложную работу в меняющейся ситуации, брать ответственность за распределение ресурсов, организовать и руководить работой других специалистов и/или рабочих. Второй уровень, в структуре системы образования занимает, высшая школа.
Высшая школа (вуз) — это образовательное учреждение высшего уровня, которое осуществляет программы профессионального высшего образования второго уровня и академического высшего образования.
По окончании программы профессионального высшего образования второго уровня присуждается пятый уровень профессиональной квалификации.
Это высшая квалификация, которая дает возможность самостоятельно анализировать, принимать решения, проектировать и/или планировать, организовать, руководить, контролировать, и/или вести научно-исследовательскую работу. Обычно вместе с квалификацией получают профессиональную степень бакалавра.
Эти программы приравниваются к программам высшего образования «университетского типа». В них образование ориентировано на научную и исследовательскую работу, поэтому в основном реализуют программы академического образования и связанные с ними профессиональные программы.
Программы профессионального высшего образования дают право получить профессиональную квалификацию, а так же профессиональную степень бакалавра. Эту степень дают, если продолжительность обучения дневного отделения составляет как минимум 4 года.
Программа академического высшего образования дает право получить степень бакалавра через 3-4 года. Представим наглядно вузы, предоставляющие программы профессионального и академического высшего образования.
BSA | TSI | RSEBAA | LU | RTU | LLU | |
Докторантура | X | X | X | X | X | X |
Магистратура (профессиональная) | X | X | X | X | X | X |
Магистратура (академическая) | X | X | X | X | X | |
Бакалавриат (профессиональный) | X | X | X | X | X | X |
Бакалавриат (академический) | X | X | X | X | X | X |
Колледж | X | X | X | X |
Из данной таблицы видно, что частные вузы, наряду с государственными высшими заведениями, предлагают полный спектр уровней высшего образования. Это создаёт здоровую конкуренцию между высшими учебными заведениями. Борьба за потенциального потребителя (студента) одна из основных целей развития системы высшего образования в Латвии.
После получения степени бакалавра учебу можно продолжать в магистратуре или по профессиональной образовательной программе вуза.
Таким образом, можно отметить, что студентам предоставляется широкий спектр возможности получения образования с учетом своих желаний и способностей. В наглядный материал (см. таб.
2), не вошли колледжи, которые специализируются только на предоставление обучения 1-го уровня.
Рассмотрим вопрос, ценовой привлекательности высших учебных заведений.
Представители государственных вузов считают, что главным преимуществом, которое они могут предложить студентам, по сравнению с частными высшими школами, это главным образом, бюджетные места, хорошее качество инфраструктуры и высокое качество обучения, а также высокие критерии оценки знаний на вступительных экзаменах и сам учебный процесс.
В свою очередь, представители частных вузов, своим преимуществом считают мульти-язычные потоки, где можно обучаться на латышском, английском и, как, например, в BSA — на русском языках. По сравнению с государственными вузами, «частникам» легче привлечь лекторов из других стран и обеспечить обучение на разных языках.
В государственных вузах 30% студентов обучаются на бюджетных местах. Небольшое количество бюджетных мест частные вузы компенсируют скидками на обучение и различными стипендиями. Существенным аспектом является небольшая дистанция власти, эластичность и более легкий доступ к руководству.
В то же время частные вузы четко признают и свои минусы. Один из самых важных — это отсутствие возможности принимать участие в Европейских проектах именно по причине того, что эти вузы не являются государственными.
Плата за учебу в каждом высшем учебном заведении разная.. Так плата за обучение на бакалаврских программах колеблется от 960 до 1 370 латов в год в частных вузах, и от 680 до 1100 латов в государственных [ 8 ].
В частных вузах, группы студентов создаются в основном соответственно количеству поданных заявок, предоставляя студентам также проверочный срок. В государственных вузах проводится серьезный отбор учащихся на вступительных экзаменах. Это тоже один из существенных аспектов, по которым частные вузы могут конкурировать с государственными.
В связи со сложившейся в Латвии экономической ситуацией, студенты активнее претендуют на государственные бюджетные места или на скидки в частных вузах.
Таким образом, количество высших учебных заведений на сегодня и количество студентов, обучающихся в них, подтверждает наличие спроса на обучение.
Широкий спектр уровней и разнообразие программ, предлагаемых высшими заведениями в условиях здоровой конкуренции, подчеркивает потребительскую ценность образования.
Что, в свою очередь, позволяет сделать вывод о тенденции развития высшего образования в Латвии.
Источник: http://www.baltic-course.com/rus/opinion/?doc=76053
Высшее образование в Великобритании
Сегодня 400 тыс. студентов по разным причинам получают образование Британии на программах британских учебных заведений, находящихся вне страны — это и обходится дешевле, и зачастую оказывается ближе к дому. Но все же значительное число студентов опыт жизни в этой стране ценят не меньше, чем полученный диплом, и именно поэтому мечтают учиться в Великобритании.
Все, кто выбирают обучение в Великобритании, отлично понимают, что делают в этот момент уверенный шаг к успешной карьере.
Система образования Великобритании
Система образования в Великобритании в том виде, в котором она существует сегодня, сложилась в середине 20 века. Тогда страна столкнулась с серьезными глобальными вызовами, для ответа на которые требовалось значительное количество квалифицированных кадров. В первую очередь реформа образования в Британии коснулась технических специальностей и институтов.
Тогда же и школьное образование стало всеобщим и бесплатным, каким является и по сей день, – хотя, конечно, выбор остался, и по желанию, вместо бесплатной государственной школы родители могут отдать ребенка в платную частную.
Кроме того, важнейшей задачей было сделать образование в Великобритании для иностранцев первым в мире по привлекательности. Можно уверенно сказать, что с этой задачей Британия справилась: сегодня 157 высших учебных заведений имеют право присваивать степени бакалавра и магистра внутри страны и более 550 — вне страны.
Система образования в Британии включает следующие уровни (названия приведены по-русски и по-английски):
- Подготовку к школе — pre-school;
- Начальное и среднее школьное образование — elementary/secondary school;
- Подготовка к вузу — A-level, International Foundation, международный бакалавриат
- Профессиональное обучение — further education;
- Первое высшее – бакалавриат, baccalaureate;
- Второе высшее – магистратура, masters;
- Аспирантура, исследовательские программы — doctorate.
В целом учеба в Великобритании начинается в 4-5 лет, а продолжаться может продолжаться всю жизнь, настолько многообразны предлагаемые студентам разного возраста уровни обучения и программы. Так британское образование реализует концепцию life-long education – образования, длящегося всю жизнь.
Высшее образование Великобритании
Высшее образование Великобритании – один из лучших и наиболее успешных британских брендов, приносящих долгосрочную пользу и отдельным людям, и обществу в целом, поэтому оно всегда находится под пристальным контролем государства. Развитие и укрепление системы высшего образования в Великобритании является важной частью политики страны.
Подробнее о том, как обеспечивается качество британского образования.
Британская система образования уникальна тем, что вузы страны не только обеспечивают высочайшие качество подготовки студентов и масштабные исследования, но и к тому же демонстрируют коммерческую успешность.
Неудивительно, что ежегодно образование Великобритании привлекает значительные объемы частного финансирования.
Это позволяет не только улучшать материально-техническое оснащение и инфраструктуру, но и создавать стипендиальные фонды для лучших иностранных студентов, которых интересует учеба в Британии.
Студент, прошедший программы высшего образования в Великобритании, получает одну из следующих степеней:
- бакалавр наук или искусств — BSc/BA. Название степени по-английски — bachelor;
- магистр наук или искусств — MSc/MA. Название степени по-английски — master;
- доктор философии или доктор наук с указанием области — PhD/EdD, DBA и т.д. Название степени по-английски — doctor.
Хотя в России первые два вида степеней присваиваются уже более 10 лет, для многих эти названия все еще непривычны и даже звучат несколько старомодно. Что, впрочем, неудивительно, ведь в Европе эти степени начали присваивать во времена позднего Средневековья, а сегодня они — дань классической академической традиции и символ преемственности эпох.
Подробнее про образовательную систему Великобритании, уровни и степени Великобритании (по-английски, degrees).
Что касается образовательных программ — их выбор огромен. Программы – учебные, прикладные, сэндвич-панели, — огромное разнообразие программ и вариантов их прохождения. Практический и теоретический уклон. – Таким образом, высшее образование в Британии, действительно, многогранно и разнообразно.
Система оценок в Великобритании отличается от принятой в России и во многих других странах мира. Система оценки на программах бакалавриата и степени отличия подробно описана здесь.
Обучение в Британии — это всегда блестящие знания, вклад выпускников в науку и культуру. Обучение в Британии — это всегда блестящие знания, вклад выпускников в науку и культуру.
Система образования в Англии
Английская система образования – одна из самых старых и успешных в Европе и мире. Именно в Англии находятся исторически первые университеты страны, начавшие работу в 13-14 веках. Получить образование в Англии – значит не только приобрести круг общих и профессиональных знаний и навыков, но и раскрыть свой творческий потенциал в любой предметной области.
Обучение в Англии
Консерватизм и незыблемая приверженность традициям — неотъемлемые черты английской культуры. Однако в случае с образовательной системой Англии эти культурные особенности сослужили хорошую службу. Именно в традициях берут истоки многие конкурентные преимущества английского образования, важные в современном мире.
Система образования Англии сегодня совмещает классические традиции и новаторский подход к исследованиям, организации работы учебных заведений, отбору студентов.
Так, в учебных заведениях Англии по сей день изучают основные положения старинных классических наук — риторики, логики, философии — но не в чистом виде, а как часть обязательной программы по выработке основных навыков трудоустройства (transferable skills).
В результате выпускники приобретают знания и практические навыки, необходимые для успешного трудоустройства и карьеры.
Образование в Англии – процесс очень интенсивный и требующий от студента максимальной отдачи. В отличие от многих европейских стран, система обучения в Англии предполагает значительное число сокращенных по времени программ.
Так, степень бакалавра в Британии получают за 3 года, а магистерскую степень в ряде дисциплин можно получить всего лишь за год вместо двух, но и учиться в это время придется в два раза быстрее.
Такая практика очень распространена на программах МВА.
Высшее образование в Англии
Студентам, отправляющимся на обучение за рубежом, в Англии нужно будет привыкать к новым для них реалиям учебной жизни. Образовательная система Англии сильно отличается от российской во всем – начиная от выбора будущей специальности и программы и процесса поступления и заканчивая методиками и повседневными практиками обучения и системой оценок.
Для того, чтобы учиться в Англии на первом высшем, бакалавриате, российского школьного аттестата недостаточно. Будущему студенту необходим либо один год в российском вузе, либо программы подготовки к вузам A-level или Foundation.
Поступить в магистратуру можно c дипломом бакалавра или специалиста, который признается в Великобритании. В некоторых случаях перед поступлением требуется пройти дополнительную подготовку.
Поступление в аспирантуру возможно при наличии степени магистра.
Учебный год в Англии длится 9 месяцев. Начало учебного года в Англии – как правило, осенью, в сентябре-октябре или зимой — в феврале. Оценки в Англии в чаще всего выставляются по общепринятой в стране системе степеней отличия (Honours).
Обучение в Англии для взрослых – и британцев, и уж тем более иностранцев – всегда платное. Однако лучшие студенты могут рассчитывать на частичное или полное финансирование. Подробнее об этом читайте здесь.
Система высшего образования в Англии в целом соответствует системе высшего образования Великобритании. Студенты имеют широкий выбор предметных областей, уровней образования, степени практической или теоретической направленности обучения.
Высшее образование в Англии для иностранцев
Возможности получить образование в Англии для иностранцев очень широки — от краткосрочных курсов до полноценных программ магистратуры и аспирантуры.
Самые популярные курсы в Англии – языковые, но летом вузы предлагают многочисленные программы как для студентов, так и для взрослых, желающих пройти повышение квалификации или профессиональную переподготовку.
Работа и учеба в Англии
В Англии иностранные студенты могут работать во время учебы до 20 часов в неделю.
Обучение в Англии для студентов из России, Казахстана, Беларуси
Студентам из стран СНГ при подаче заявок в вузы важно: выяснить, признаются ли в Британии имеющиеся у них документы об образовании и какому уровню обучения они соответствуют.
Например, российский специалист – это больше, чем бакалавр, но меньше, чем магистр.
Из этого следует, что на близких к предыдущему образованию программах время обучения может быть сокращено на год, что позволит снизить плату за учебу и быстрее конвертировать английское образование в стабильную и высокую заработную плату.
Отзывы иностранных студентов про учебу в Великобритании
Студенты-иностранцы про свою учебу в Великобритании отзывы оставляют с большим удовольствием – ведь им есть что рассказать!
По мнению многих русскоязычных выпускников британских вузов, обучение в Англии для русских студентов – это всегда вызов, дело, требующее максимальной отдачи с момента, когда они начали обдумывать идею получить высшее образование в Англии и до самого последнего дня в учебной аудитории.
Теоретический материал сочетается с учебными заданиями, связанными с конкретными ситуациями, что в итоге приносит большую практическую пользу. Учеба в Англии изобилует возможностями: краткосрочное обучение по обмену в других странах Европы и мира.
Также в отзывах часто прослеживается мысль, что учеба в Англии для русских студентов – огромный шаг на пути не только профессионального, но и личного роста.
Почитать студенческие отзывы про учебу в Англии и других странах можно здесь.
Источник: https://www.educationindex.ru/articles/higher-education-in-the-uk/