8 особенностей родины танго

Владимир Дергачев8 особенностей родины тангоhttp://loucosporpraia.com.br/wp-content/uploads/2015/04/foto-onde-fica-MONTEVIDEO2.jpgМонтевидео. Столица Уругвая. Площадь Независимости. В центре площади на бронзовом коне скачет национальный герой Уругвая генерал Артигас. Справа возвышается  современное здание, утыканное кондиционерами. Одной из главных достопримечательностей города является небоскреб Паласио Сальво, ставший национальным историческим памятником. Небоскрёб был построен к 1928 году по заказу братьев-бизнесменов Иосифа и Лоренцо Сальво по проекту итальянского архитектора Марио Паланти. Небоскреб долгое время  был одним из самых высоких зданий в Южной Америке, наряду со своим близнецом в Буэнос-Айресе. Два  небоскреба как бы олицетворяют братскую дружбу между двумя столицами. Согласно легенде, небоскреб Паласио Сальво был возведен на месте, где  находилось кафе Lа Giralda, в котором журналист, композитор и музыкант, уругваец Херардо Родригес написал здесь в  1916 году знаменитое танго La Cumparsita. Уругвайцы наряду с Буэнос-Айресом считают Монтевидео родиной танго, споры не угасают почти столетие.

Уругвайская столица Монтевидео (San Felipe y Santiago de Montevideo, Сан Фелипе и Сантьяго де Монтевидео) в границах агломерации насчитывает свыше 2 млн. человек или почти 60% населения страны. В городе проживают в основном потомки испанских и итальянских эмигрантов (креолы), есть французская, немецкая, армянская, еврейская, русская  и другие общины.

В 1680 году португальцы  основали на левом берегу залива Ла-Плата, напротив Буэнос-Айреса, форт Колония-дель-Сакраменто, ставший базой контрабандистов. Они доставляли товары из Бразилии или напрямую из Европы, тогда как в испанские колонии Ла-Платы большинство товаров шло с запада из Лимы, столицы вице-королевства  в Южной Америке.

Для борьбы с контрабандистами в 1726 году испанцы основали форт Монтевидео, расположенный у входа в залив Ла-Плата на холме, который первым на берегу видели мореплаватели. Отсюда и название Монтевидео в переводе на русский означает «Я вижу холм». В конце концов, контроль над территорией завоевали испанцы.

Монтевидео становится не только военным, но и торговым центром провинции Восточный берег, окончательно закрепленной в 1750 году за Испанией и вошедшей в 1766 году в состав вице-королевства Ла-Плата со столицей в Буэнос-Айресе.

В 18 веке местная пампа с богатой кормовой базой способствовали притоку на Восточное побережье европейских переселенцев, завёзших крупный рогатый скот. Со временем полу одичавшие  стада животных стали фундаментом для крупных скотоводческих хозяйств  (эстансий).  К началу 19 века населения провинции Восточный берег составляла около 30 тыс.

человек, треть из них проживала в Монтевидео.Земледельцы («коровьи аристократы») стали самым привилегированным сословием, представленным  так же военными,  купцами  и чиновниками. Большинство из них были выходцами из Каталонии, Страны Басков и Канарских островов и не имели крепких связей с королевским двором в Кастилии.

В отличие от Рио-де-Жанейро в Монтевидео завозили не африканских негров, а арабских рабов.Между преимущественно  военным фортом Монтевидео и коммерческим Буэнос-Айресом постоянно наблюдалось соперничество и вражда.

И когда благодаря французскому полководцу Наполеону Испанская и Португальская империя потеряли статус мировых держав, в Южной Америке усилилась борьба за независимость.  За Восточный берег Уругвая сражались зарождающиеся государства Бразилия и Аргентина, но, в конце концов, в 1828 году Монтевидео стало столицей небольшого независимого государства.

Аргентина на этом не успокоилась, и с 1836 года по 1852 год Уругвай подвергался вторжениям аргентинских войск.  Этим конфликтом на стороне Уругвая пытались безуспешно воспользоваться Великобритания и Франция. Но после свержения аргентинского диктатора  Росаса, блокада Уругвая была снята.***Монтевидео, как и Буэнос-Айрес, напоминает Париж, а кое-где Мадрид.

  Много красивых роскошных зданий в столице  построено по проектам итальянских и французских архитекторов  в золотую эпоху процветания Уругвая в начале 20 века. Как написано в одном из блогов, Монтевидео в отличие от Буэнос-Айреса  более уютный город с человеческим лицом и скромным очарованием.

Подробный фотообзор Монтевидео с ми здесь. Рассказ блогера Сергея Доли  здесь. Рекомендую так же: Монтевидео — город в стиле ностальжи

Панорама Монтевидео8 особенностей родины тангоhttp://img-fotki.yandex.ru/get/6442/210117598.24/0_a966e_39731684_origЗдание парламента Уругвая жители столицы называют Дворцом Закона. Здание возведено в двадцатые годы двадцатого столетия  в неоклассическом архитектурном стиле  и удивительно гармонично.  Дворец стал одним из символов независимого государства.8 особенностей родины тангоhttps://pix0.agoda.net/city/5534/5534-7×3.jpgБашня-небоскрёб «Antel» является штаб-квартирой компании ведущего оператора сотовой связи в Уругвае ANTEL. Высота здания составляет 160 метров, что делает его самым высоким в Уругвае.8 особенностей родины тангоФотография из Интернета Телебашню Antel напоминает парус8 особенностей родины тангоВиды на Монтевидео со стороны моря8 особенностей родины тангоВид с моря на центральную часть города8 особенностей родины танго8 особенностей родины тангоЗдание уругвайской таможни8 особенностей родины танго8 особенностей родины танго

Влажный субтропический климат Монтевидео напоминает климат Сочи. Общую комфортную идиллию иногда портят холодные ветры (помперо). В столичном районе Поситос расположены обширные пляжи. Название городской район получил от местного обычая. В прошлом прачки   стирали белье  на пляже в вырытых колодцах (с испанского pozo переводится как колодец). Набережная вдоль пляжа застроена 10-15 этажными зданиями. Здесь самая дорогая недвижимость в столице. Цвет морской воды напоминает о влиянии речной Ла-Платы.

http://ru-ar.ru/ur_montevideo/uruguay-259.jpgГородской Яхт-клуб. В центре снимка — два небоскреба международного торгового центра.http://www.ewallpapers.eu/sites/default/files/montevideo-70482-9861819.jpg***

Прославил свой родной город автор знаменитого танго «La Cumparsita». Композитор, журналист, пианист, дирижёр и дипломат  Херардо Эрнан Матос Родригес родился 28 марта 1897 года в уругвайской столице в семье владельца кабаре «Мулен Руж». Учился на факультете архитектуры в Университете Монтевидео.

Как большинство молодых людей, его привлекала бурная студенческая жизнь с музыкой, девушками и танцами. Он с детства неплохо играл на пианино и сочинял  различные мелодии. На момент написания знаменитого танго в 1916 году Родригесу было всего 19 лет.

В первоначальном варианте оно было посвящено студенческой «кумпарсе» (группе). Аргентинский пианист Роберто Фирпо, выступавший тогда в Монтевидео в кафе «Хиральда» («La Giralda»), помог с аранжировкой и стал с 1917 года первым публичным исполнителем «La Cumparsita».

В аранжировке он использовал мелодии собственных танго и музыку из оперы Верди «Трубадур». Однако Фирпо никогда не претендовал на соавторство.

Не доучившись в университете, Родригес стал работать пианистом, затем журналистом, а в 1923 году продал за незначительную сумму свои авторские права на танго «La Cumparsita»  аргентинскому музыкальному издательству «Брейер» в Буэнос-Айресе.

В 1924 году Паскуаль Контурси и Энрике Марони написали к «Кумпарсите» новые слова,  произведение было исполнено аргентинским певцом Карлосом Гарделем. Именно эта версия облетела страны Америки и Европы и сделала танго знаменитым.

В 1924 году его превосходительство сеньор Херардо Родригес.Херардо Родригесу стал  дипломатическим представителем, консулом Республики Восточный Уругвай в Париже, затем в Германии. В Европе он узнал, что его танго «Кумпарсита» пользуется исключительной популярностью. На этом наживались издательства и музыканты.

Тогда Родригес стал судиться за возвращение себе авторских прав на танго «Кумпарсита». Судебные процессы длились свыше двадцати лет, и закончились победой только к 1948 году.

Однако длительное нервное напряжение негативно сказалось на его здоровье, и 25 апреля 1948 года Херардо Родригес умер в Монтевидео после тяжёлой и продолжительной болезни, в возрасте 51 года.«Кумпарсита» стала культурным достоянием всего человечества. На эту мелодию создано множество текстов.

Но споры продолжаются не только об авторстве танго, но и о его названии. Как утверждают в Монтевидео, правильный перевод с испанского с учетом уругвайского диалекта означает «маскарад».

В 1997 года в Уругвае принят закон, согласно которого «провозглашается культурным и народным гимном Республики Восточный Уругвай «La Cumparsita», созданная уругвайцем Херардо Эрнаном Матосом Родригесом, и исполненная 19 апреля 1917 года».

В 60-е годы, когда я учился в Московском университете, «Компарсита» (так тогда называли танго в Советском Союзе) была популярна в студенческой среде. Старую пластинку с танго я купил где-то на барахолке. И в общежитии на 12 этаже «зоны Б» Главного здания Московского университета проигрыватель с танго часто выставлялся на подоконнике открытого окна. Без «Компарситы» не обходилось не одно студенческое застолье студентов геофака.

Смотреть и слушать здесь: Хулио Иглесиас- Кумпарсита***

Но вернемся к нашему круизу. В распоряжении туристов лайнера Crown Princess для знакомства со столицей Уругвая было всего три часа с  20.00 до  23.00, отход в 01.00.   Все основные достопримечательности в доступности от пассажирского терминала.

Здесь и далее фотографии Антона Дергачева Только углубились в  кварталы старого города, как начался ливень с грозой и молнией. Пригодились зонтик, ветровка и удобная непромокаемая обувь.На улицах не одной души, даже собачьей. Уругвайцы очень любят собак.

И в хорошую погоду их выгуливают не только хозяева, но и собачьи «няни» ведут на поводках целую свору домашних питомцев.Уже промокшие,  мы добрались до кафедрального собора  и повернули назад, спасаясь от проливного дождя в сувенирных лавках, открытых в поздний час.

Хозяева некоторых из них решили сделать бизнес, существенно увеличив цены на сувениры.

Старый Монтевидео, примыкающий к порту, построен по регулярному плану в 18 — начале 19 века.

Здесь, на площади Пласа де ла Конститусьон, находится богато украшенный кафедральный собор, здания колониального периода с внутренними дворами. На этой площади происходила историческая  присяга первой конституции Уругвая 18 июля 1830 года.

Католический собор Монтевидео (полное название — Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии и Святых Филиппа и Иакова) является кафедральным собором архиепархии Монтевидео и считается «Матерью» всех уругвайских католических храмов.

Собор возвели в 1740 году и перестроили к 1804 году в неоклассическом стиле. В соборе находятся захоронения архиепископов Монтевидео и известных уругвайских общественных деятелей. До первого десятилетия 20 века собор был самым высоким зданием города.

В 1975 году собор внесён в список национальных исторических памятников.

В 1871 году на центральной площади старого города открыли первый общественный фонтан, украшенный национальными символами.Летний январский дождь туристам не помеха

Читайте также:  Покупка недвижимости в испании в 2022 году. цены на жилье, предложения по продаже.

Национальная денежная единица уругвайское песо скромно обозначается значком $, что иногда приводит  к путанице с американским долларом.

В Монтевидео, на улочках вблизи порта, где швартуются круизные лайнеры, в сувенирных лавках цены указаны с изображением этого значка. В результате языкового барьера (продавцы говорят преимущественно на испанском языке),  туристы часто переплачивают за сувениры у недобросовестного хозяина торговой точки.

Например, цена за магнитик с флагом Уругвая указана в песо, а читается как $6.

Танго с берегов Ла-Платы

8 особенностей родины танго Сергей НЕЧАЕВ 23.02.2019

Этот популярный танец называется аргентинским танго, и считается, что он появился в Аргентине. Однако это не совсем верно, и «родительские права» на него заявляет также и Уругвай. Спор на эту тему имеет очень давние традиции, и уругвайцы до сих пор уверены, что танго возникло вовсе не в Буэнос-Айресе, а в Монтевидео. На самом деле, правых в этом споре нет, а истина, как водится, находится где-то посередине. Обе страны расположены по берегам реки Ла-Платы, и они совершенно по одним и тем же причинам могут считать себя родиной танго. В этом разбирался специальный корреспондент «Совершенно секретно».

Словарь Испанской королевской академии словесности, изданный в 1899 году, определяет танго так: «веселье и танец негров или низших слоев общества в Америке». Также он дает и второе значение этого слова: «музыка для этого танца». Понятно, что в данном случае словарь говорил об испаноязычной  части Америки, то есть не подразумевал США и Канаду.

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СЛОВА «ТАНГО»

А еще один источник 1836 года определял слово tango как «сборище черных для танцев под звук барабанов». Другая теория гласит, что слово tango напрямую идет от слова tambor (барабан).

Американский историк Роберт Фаррис Томпсон в своей книге о танго определил целый перечень африканских слов, имеющих отношение к танго: tangadungulu (прогуливаться, красоваться), tangala (ходить тяжело, идти шатаясь), tangala-tangala (идти, как краб), tangalakana (идти зигзагом) и tangama (длинный шаг, прыжок).

Еще одна версия: слово tango происходит от слова tang, что на одном из африканских диалектов обозначает «приближаться» или «трогать». В этом смысле интересно отметить, что латинский глагол tangere переводится как «трогать», «прикасаться». А в старинном испанском языке глагол tangir обозначал «играть на музыкальном инструменте». Очень похоже, что африканские корни были европеизированы.

ТАНЕЦ РАБОЧИХ РАЙОНОВ БУЭНОС-АЙРЕСА

В подавляющем большинстве источников написано, что родиной танго является Аргентина, что «этот народный танец появился в рабочих районах Буэнос-Айреса», что «танго получило распространение от африканских сообществ в Буэнос-Айресе на основе древних африканских танцевальных форм» и т. д.

И в самом деле, история танго началась в конце XIX века в Буэнос-Айресе, большом портовом городе, куда во времена «серебряной лихорадки» (кстати, название страны «Аргентина» является производным от латинского слова argentum, что значит «серебро») стекались иммигранты со всего мира. Якобы эти приезжие авантюристы днем работали, а вечерами собирались в многочисленных барах, кафе и игорных домах. И вот там-то и начали танцевать аргентинское танго.

А вот еще одна интересная версия. Новый танец для двоих прибыл в Аргентину еще в XV веке. Это был танец рабов, но никто тогда не знал, как он называется.

Следует отметить, что в 2009 году, на IV сессии Межправительственного комитета ЮНЕСКО по нематериальному наследию, прошедшей в Абу-Даби, танго было включено в список нематериального культурного наследия человечества.

Однако при этом было отмечено, что танго –это музыкальный ритм, родившийся на берегах реки Ла-Плата, но он практиковался на обоих берегах, то есть в Аргентине и Уругвае.

Совместная презентация Аргентины и Уругвая тогда четко обозначила: «Танго родилось среди низших классов обоих городов (Буэнос-Айрес и Монтевидео), и оно произошло от слияния элементов афро-уругвайской и афро-аргентинской культуры, а также от подлинных креольских и европейских иммигрантов».

АРГЕНТИНА ИЛИ УРУГВАЙ?

Несмотря на это, уругвайцы все равно считают танго «визитной карточкой» своей страны, а аргентинцы – своей.

Ла-Плата– это огромная река, самая широкая в мире. Но это еще и географическое пространство, охватывающее территорию Уругвая и аргентинские провинции Буэнос Айрес, Санта-Фе и Энтре-Риос. Наконец, это еще и большое культурное пространство, соединившее два народа, имеющие общие корни и культивирующие схожие ценности.

Так что танго родилось в пригородах Буэнос-Айреса и Монтевидео. Однако, как бы это ни было прискорбно для аргентинцев, первое известное танго La Morocha (Неувядающая) создал уругваец Энрике Саборидо, родившийся в 1877 году.

И самое знаменитое танго всех времен La Cumparsita также сочинил уругваец Херардо Матос Родригес, родившийсяв 1897 году. С другой стороны, если бы не было Буэнос Айреса, мир, скорее всего, никогда бы не узнал про этот чувственный танец.

И все дело в том, что именно в аргентинской столице танго превратилось в предмет культа низших слоев общества, и именно отсюда, из портовых районов, оно выплеснулось в Старый Свет.

В любом случае слово «танго» является сейчас первым, что приходит на ум в ассоциации со словом «Аргентина». По сути, это даже более очевидный классический символ Аргентины, чем футбольные страсти, бесконечные просторы Патагонии, суровый климат Огненной Земли и заснеженные Анды

Аргентинский прозаик и художник Эрнесто Сабато утверждает: «Сегодня танго является таким же символом Аргентины, как коррида – символом Испании». Про Уругвай в этом контексте почему-то не вспоминают.

TANGO RIOPLATENSE –ТАНГО С БЕРЕГОВ ЛА-ПЛАТЫ

С большой долей вероятности можно говорить только о том, что танго (как музыкальный жанр и танец) зародилось в конце ХIХ века. И начало этому уникальному явлению дало слияние африканской, испанской и многих других этнических культур иммигрантов с культурой гаучо (пастухов, которые в основной массе были метисами, то есть происходили от браков между белыми и индейцами).

По мнению уругвайского писателя Винсенте Росси, написавшего книгу Cosasdenegros («Дела черных»), танго появилось в Буэнос-Айресе и Монтевидео, которые в течение многих лет являлись важными перевалочными пунктами работорговли. Он уверен: не только слово, но и танец обязаны своим происхождением афрокреолам, жившим в Буэнос-Айресе и Монтевидео, где он возник на танцевальных вечеринках черных (sociedades de negros).

С созданием первых sociedades de negros в Буэнос-Айресе и Монтевидео словом «танго» стали называть и собственно эти общества, и их танцевальные вечеринки. Но то, что играли на этих вечеринках, имело мало общего с той музыкой, которая распространилась в иммигрантских кругах на берегах Ла-Платы с середины XIX века.

В портах Буэнос-Айреса и Монтевидео различные культуры слились в одну новую, с которой и идентифицировали себя новые поселенцы. При этом стоит отметить, что танго было в основном танцем окраин. А пригород того же Буэнос-Айреса – это понятие не столько географическое, сколько качественное.

Это – еще не город, но уже и не деревня. И одной из самых характерных особенностей пригорода была его космополитичность. Таким образом, так называемое «аргентинское танго» в этом смысле – это «дитя мира», потому что в пригородах в годы зарождения танго проживали иммигранты со всех концов Света.

Эти люди осели на берегах Ла-Платы. В поисках заработка они оставили свои дома, семьи и любимых женщин. Они селились на окраинах в многоквартирных домах-общежитиях, а на улицах там царило поистине вавилонское смешение языков. Естественно, мужское население существенно превышало женское.

На улицах сочинялись песни о суровой мужской жизни вдали от дома, под которые и стали танцевать танго. А за женской лаской мужчины шли в публичные дома, но при всем изобилии подобных заведений девушек на всех все равно не хватало.

Так что в ожидании своей очереди мужчины коротали время, танцуя друг с другом.

Впрочем, это всего лишь одна из версий…

8 особенностей родины танго

ЭКСПОРТ АРГЕНТИНСКОГО ТАНГО В ЕВРОПУ

Подведем небольшой итог. Аргентинцы, происходившие из хороших семей, считали танец, который танцевали рабы, танцем социальных низов. Они называли этот танец tango negro. И даже получившие свободу африканцы стыдились танцевать танго.

Но при этом многие все равно танцевали его тайком. И белые аргентинцы, глядя на то, как танцуют темнокожие, запоминали их движения, ибо это было очень красиво и необычно. Но они не могли себе позволить танцевать, как рабы.

И все же постепенно этот танец стал проникать и в их среду.

А потом начались контакты между Аргентиной и Европой. Бурное развитие Аргентины в конце XIX – начале XX веков, а также налаживание торговых связей с Европой привело к тому, что местные богачи стали ездить в Старый Свет, где водили знакомства с людьми из высшего общества. Сыновья этих людей часто оставались в Европе учиться. А богатые европейцы стали приезжать в Аргентину.

Так европейцы открыли для себя чувственное танго, и оно тут же стало всеобщим увлечением. А потом, в первые годы XX века, в Европу отправились оркестры из Буэнос-Айреса и Монтевидео. К этому времени «аргентинское танго» уже было готово завоевывать Старый Свет.

Сначала танго «приютила» Франция, и первый европейский его показ состоялся в Париже. А уже из Парижа танец «переселился» в другие европейские столицы.

Считается, что в Европу, а именно во Францию, танго «экспортировал» Карлос Гардель (кстати, датой его рождения считается 11 декабря 1890 года, и именно этот день теперь отмечается как Международный день танго).

В Европе танец получил свою интерпретацию: если на берегах Ла-Платы танцевали в буквальном смысле «душа к душе», то европейцы исполняли танго на почтительном расстоянии друг от друга.

Надо сказать, что в Европе танго произвело фурор. Оно вызвало своего рода эпидемию повального помешательства, какое-то неистовое безумие, без разбора поражавшее представителей всех возрастов и сословий, подобно отравлению сильнейшим и мгновенно действующим ядом. Однако танго не вполне устраивало европейцев из-за его излишней, на европейский вкус, чувственности и импровизационности

Читайте также:  Работа в черногории в 2022 году: как найти работу и легально трудоустроиться

В результате в танго были внесены изменения, и – удивительное дело! Это новое, европеизированное танго оказалось в Буэнос-Айресе, поскольку тогда все, что делалось в Париже, немедленно копировалось в Латинской Америке. И теперь там стало существовать два различных танго – креольское для простых смертных и салонное (европейское) для высших кругов общества.

Что же касается Парижа, то в начале XX века там начался период тангомании. По сути, Париж влюбился в танго с первого взгляда. А тангомания – это была мода на танец и на все, что с ним связано: танго-вечеринки, танго-напитки, одежда и обувь в стиле танго…

Из Парижа танго и разошлось по всему миру – в Лондон, Нью-Йорк, Германию и Россию… Происходило это не беспрепятственно. Например, Папа Пий Х высказался категорически против нового танца, запретив порядочным христианам танцевать его. Австрийский император запретил солдатам танцевать танго в военной форме. Британская же королева заявила, что отказывается танцевать «это».

В России в начале ХХ века танго стало очень популярным в Санкт-Петербурге, хотя его исполнение было официально запрещено. В частности, в 1914 году появился указ министра народного просвещения Льва Аристидовича Кассо, запрещающий в учебных заведения России само упоминание о «вошедшем в большое распространение танце под названием танго».

В особом министерском циркуляре говорилось: «Ввиду явно непристойного характера нового танца под названием танго прошу принять строжайшие меры к тому, чтобы означенный танец не преподавался в учебных заведениях, а равно чтобы ученики как мужских, так и женских учебных заведений не посещали танцклассов, в коих преподается бесстыдство танго».

И в 20–30-е годы прошлого века танго также было под запретом в Советской России как танец буржуазной культуры. Запрещать – запрещали, но танго становилось все более любимым.

Из рук в руки передавались заигранные патефонные пластинки с «Кумпарситой» Родригеса, «Брызгами шампанского», «Утомленным солнцем».

Звучали сладостные мелодии Оскара Строка, задушевное танго в исполнении Вадима Козина, Петра Лещенко, Александра Вертинского… А затем пошло танго военного времени и танго из отечественных кинофильмов. Это уже было наше родное русское танго.

В целом же в Европе танго стало очень популярным в 30-х годах ХХ века, когда появилась стилизация этого танца (вполне пристойный танец для приличных людей).

«ЗОЛОТОЙ ВЕК» ТАНГО

Несмотря на Великую депрессию, период 1930–1940 годы стал «Золотым веком» танго. Было создано множество ансамблей, в состав которых входили выдающиеся композиторы и исполнители танго, ставшие сегодня настоящими классиками стиля: Анибаль Кармело Тройло, Астор Пьяццолла, Освальдо Педро Пульезе и многие другие.

Можно утверждать, что в эти годы в Буэнос-Айресе имел место расцвет танго, и оно стало поистине национальным танцем. Немалую роль в этом сыграли песни, которые пел Карлос Гардель, упомянутый выше. Он был любимцем всей страны.

ТАНГО В ПОДПОЛЬЕ И ЕГО ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Однако уже в 50-е годы прошлого столетия танго в Аргентине пришлось уйти в подполье из-за установления военной диктатуры, которая не допускала любые собрания более 7 человек, так как считала их политическими митингами. Это привело к закрытию многих мест, где танцевали танго.

Пошли аресты, массовое исчезновение людей, убийства. Началось вторжение иностранной музыки. Клубы закрывались, но при этом наступило время подпольных милонг (танцевальных вечеров, на которых танцевали аргентинское танго и звучала танго-музыка).

В результате в 60–70-е годы прошлого века про танго начали забывать, и аргентинская молодежь увлеклась другими формами общения.

Новой вехой в истории аргентинского танго стал 1983 год. После поражения Аргентины в Фолклендской войне и падения военной хунты в Париже был поставлен спектакль «Аргентинское танго». А в Нью-Йорке было открыто шоу Forever Tango, принесшего танцу новую волну популярности. И танго снова «вышло в свет» – но теперь со сцены.

Сценическое танго сильно отличалось от своего прародителя, от социального (уличного) танго: простые шаги и близкие объятия сменились размашистыми страстными движениями, в танго появились прыжки и поддержки – элементы, которые вызывали восторг у зрителей.

Аргентинское танго вновь начало завоевывать Европу и США. Начали открываться танго-школы, проводиться семинары знаменитых маэстро, организовываться показательные выступления. Позже получило развитие более современное направление этого танца – танго-нуэво (nuevo – новый).

Фото из архива автора 

Авторы:  Сергей НЕЧАЕВ

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Второй век живет танго во всем мире и остается настолько популярным, что большинство сегодняшних песен исполняются на ритм этого танца. Танго в кино, в концертах, о танго говорят, о танго спорят.

Однако судьба танго была непростой, полной драматических событий не только на своей Родине — в Аргентине, но и в Европе, и в России начала XX века. Сегодня мало кто об этом помнит.

Еще в конце ХIX века, когда аргентинское танго только заявило о себе, ревнители нравов увидели в нем слишком натуралистические любовные ухаживания, другие – откровенный эротический призыв. Аргентинские богачи с танго боролись. Они запрещали детям посещать «энрамадас» – места, где танцевали танго.

Во многих странах танго сразу же обрел негласный статус «явления непристойного», «чрезвычайно сексуального, влекущего до неприличия… » Против танго ополчились пуритане всего света. Тогда-то и появились в разных странах первые запреты.

Например, высшее духовенство католических стран не раз обращалось к своей пастве с воззваниями против «дьявольского», «непристойного» танца. Папа Римский и кайзер Германии Вильгельм наложили запрет на него, а английская королева заявила, что отказывается танцевать «это».

Танго было запрещено танцевать австрийским офицерам, в гимназиях, в институтах благородных девиц и на праздничных светских балах исполнять танго считалось верхом неприличия. Танго также было запрещено танцевать и в России.

Так в 1914 году появился указ министра народного просвещения, запрещающий в учебных заведениях России само упоминание о «вошедшем в большое распространение танце под названием танго». Судьбу танго в свое время разделяли и Вальс, и Мазурка, и Полька…И в 20-30-е годы оно также было под запретом, как танец «упадочной» буржуазной культуры. Но были и такие, кто усматривал в хореографии и музыкальной динамике танго отражение естественных страстей человека. И такие ценители аргентинского танца оказались в большинстве.

Европейская «биография» танго начинается с 1910 года, когда один из аргентинских композиторов привез в Париж музыку и хореографию этого танца.

Париж был выбран не случайно, так как в области бальных танцев Франция издавна являлась законодательницей мод для всей Европы — не зря ведь, созданная в 60-х годах XVII века, Парижская академия танца многие годы регламентировала стиль и манеру исполнения «бальной хореографии». Париж влюбился в танго с первого взгляда. Это был золотой век танго, период тангомании. Возникла мода на все, что связано с танго — танго-вечеринки, танго-напитки, сигареты, одежда и обувь в стиле танго (смокинг для мужчины, юбка с разрезом для женщины) и даже салат-танго. Из Парижа танго и разошлось по всему миру — в Лондон, в Нью-Йорк, в Германию и в Россию, хотя не беспрепятственно.

Первая волна танго захватила Россию в начале ХХ-го века. Несмотря на то, что танго было официально запрещено, оно стало очень

популярным в Петербурге и других городах. Отношение к Аргентинскому танго было неоднозначным. Одни одобряли новый танец, другие, наоборот, резко порицали, так как считали его неприличным, против танго ополчились влиятельные силы.

Первого января 1914 года «Санкт-Петербургские новости» сообщали, что «Париж называют теперь столицей танго», а фельетонист московской газеты «Русское слово» В. Дорошевич в январе 1914 года писал об «эпидемии, которая свирепствует в Европе и носит название Танго».

Одни считали, что с танго в их жизнь входит новый стиль, новая линия, другие писали в столичной газете «Танго сводит петербуржцев с ума». Сам танец, между тем, видоизменялся. В мелодике и ритмике появились специфические европейские черты, менялись пассажи, позы, хореография.

Известная русская балерина Тамара Карсавина в газете «Биржевые новости» выразила свое мнение о танго: «Собственно говоря, тот танец танго, который танцуют в Аргентине, ничего общего не имеет с танго, которое исполняется в Париже.

Я видела оба исполнения… В то время, как в Аргентине танго в своих рискованных положениях еще ярче подчеркивается самими исполнителями, танго в Париже, если можно так выразиться, облагорожено и допустимо к исполнению в обществе. Танго весьма интересен, как танец характерный, и если его исполнять без вычурностей, то он весьма приличен…

» Редакции разных журналов и газет принялись активно обсуждать, что же такое танго и как его надо танцевать. Для этого приглашались «специалисты по танго», их мнения о танго часто освещались в прессе, споры разгорались.

Вместе с тем «Петербургский листок» восторженно сообщал, что в столице «витрины магазинов сплошь увешаны материями цвета танго (оранжевый); всем предлагают духи, перчатки, ботинки, и всюду вы слышите – «танго», «танго» и «танго»! Уже идет оперетка «Принцесса танго», в книжных магазинах выставлены книги о танго.» Никакие запреты не помешали, а наоборот, только усилили желание танцевать именно танго, люди почувствовали в хореографии и музыке танца отражение естественных потребностей человека в любви, в выражении чувств. Вот ведь каким популярным было танго еще на заре минувшего века.

После событий 1917 года танго погрузилось в вынужденное семидесятилетнее забвение при пуританской советской власти.

Читайте также:  5 стран, где обязательно нужно побывать

танго, очень близкое русскому человеку своей эмоциональностью, трагичностью, резкой сменой настроений, мелодикой – оказалось почти под запретом во времена Советского Союза, оно считалось образцом «загнивающей буржуазной культуры».

Танго не запрещали, а очень настоятельно «не рекомендовали» танцевать этот танец, в то время его почти исключили из конкурсов. Но все равно танго буквально пробивало

Танго распространяется в России уже второй волной. Его композиции «Черные глаза», «Скажите, почему?», «Когда весна опять придет», «Лунная рапсодия» и другие исполняет популярный эстрадный певец Петр Лещенко, на тот момент живущий за границей. В военные годы советские граждане передают друг другу пластинки с голосом Лещенко как бесценный дар.

Перу Оскара принадлежат более трехсот танго, многие из которых звучали в исполнении знаменитого золотого фонда русской песни — Вадима Козина, Петра Лещенко, Константина Сокольского, Александра Вертинского, Леонида Утесова…

А затем танго военного времени в исполнении Клавдии Шульженко, танго из отечественных кинофильмов и отечественной эстрады, которые исполняли и записывали все эстрадные и джазовые группы. Они входили в репертуар самых признанных исполнителей. Это Танго было необычно.

Это было даже не Аргентинское танго, а что-то особенное, и, поэтому, в каком-то смысле термин «русское танго» совершенно оправдан. Это было наше родное русское танго. Далее путь танго в России был достаточно сложен, если не сказать трагичен. С конца 40-х и до конца 90-х годов русское танго как будто кануло в лету.

Произошло вытеснение чувственности и любви в ритме танго. Сразу после войны «отец народов», генералиссимус «товарищ» Сталин изымает из лексикона само слово «танго». Строк попадает в опалу, а Лещенко запрещают вернуться на родину в Советский Союз. Поэтому на многие годы были забыты и старые мелодии, и не возникало новых.

Смерть Сталина снимает запрет, и танго начинает упоминаться в печати и кинематографе с 70-х годов практически свободно. В фильме «12 стульев» 1976 года блистательный Андрей Миронов, исполняющий роль Остапа Бендера, танцует танго с очаровательной Любовью Полищук. И уже в 1990-е годы танго вновь захватило просторы танцполов по всей стране.

И неудивительно — по своему праздничному и волнующему духу культура танго очень близка к русским танцевальным традициям. Милонги чем-то напоминали вечеринки 1960-х где-нибудь в провинции, куда девушки бегали танцевать с молодыми офицерами. Многие поколения людей не забыли этот танец, ставили на свои проигрыватели старые пластинки, вспоминая о своей

молодости, о своих старших близких. С этого момента Танго в России развивается очень быстро.

Сегодня танго вновь накрывает нас уже третьей волной. На наших глазах происходит превращение классического аргентинского городского танца в особый жанр. Танго выходит на сцену. Миллионы людей во всем мире рукоплещут постановкам знаменитых танцоров танго. В России тоже появляются свои профессионалы. Танго больше не является новичком и на российском телевидении.

Танго звучит из динамиков в торговом центре и в рекламе по телевизору, про танго пишут деловые еженедельники и рассказывают элегантные ведущие в ночном эфире. Танго очень уверенно входит в российскую современную жизнь. Еще несколько лет назад число танцующих танго в Москве и Питере измерялось десятками. Теперь счет идет на тысячи.

Среди них студенты, владельцы и

Танго вновь стало актуальным. Это новая волна тангомании, новое направление неоромантизма. Даже волна моды на разнообразную этническую музыку не объясняет широты этого увлечения. Сами аргентинцы, конечно, считают танго истинно национальными танцем и музыкой.

Но сегодня танго — просто очень европейский и абсолютно городской танец. Танго — это движение, ритм, мелодия, грусть, надежда, страсть, любовь, отчаяние, воспоминание, нежность, борьба, эротика, секс, жизнь, свобода и еще что-то… Аргентинское танго танцуют во всем мире, и, конечно, в России.

Тысячи людей нашли себя в танго или танго в себе.

Об истории возникновения самого страстного и волнующего танца

Вся история танго — это история эмигрантов. Начинается она, как и все истории о латиноамериканской музыке и танцах, со времен работорговли. Говорят, само слово «тангО» — африканское, оно означает вечеринку или танец под барабан. Но об этом позже.

В конце XIX века Аргентина открывает границы и предоставляет рабочие места для мигрантов из Европы.

Там, где сегодня причаливают паромы из Уругвая, куда богатые аргентинцы ездят на пляж, в казино или за беспошлинным шопингом, сто лет назад был главный порт страны.

Здесь, в Буэнос-Айресе, швартовались огромные трансатлантические пароходы, на которых в Аргентину тысячами прибывали гастарбайтеры из Европы в надежде на лучшую жизнь.

Пройдя паспортный контроль и таможню, половина из них даже не покидала территорию порта, а прямиком направлялась в мрачноватое здание — «Отель эмигрантов» (по сути, общежитие, перевалочный пункт для тех, кто ничего не смог указать в графе «ваш адрес в Аргентине»).

Сейчас этот отель скорее похож на дом с привидениями, и, конечно, там уже давно никто не живет — в здании работает Музей иммиграции.

Отель был частью национального проекта по привлечению в Аргентину рабочей силы. Всего в страну въехало 5 млн человек — население Буэнос-Айреса увеличилось в 15 раз! В большинстве своем это были малограмотные одинокие мужчины, не умевшие даже писать.

Эмигранты из разных уголков Европы часто не понимали друг друга, но каждое утро собирались вместе за мате, а каждый вечер садились за карты или расчехляли гитары. Так рождалась аргентинская нация, а вместе с ней и национальный музыкальный стиль — танго.

Считается, что малая родина танго — портовый район Буэнос-Айреса Ла-Бока. Сюда в поисках настоящего танго отправляются все туристы, впервые приехавшие в Буэнос-Айрес. И я тоже не избежал этой участи. Здесь все, как и обещают путеводители: всевидящий бог Марадона, цветные домики — бывшие бордели, танцовщицы-куртизанки — и отовсюду звучит танго. 

 

Само слово la boca в переводе означает «устье реки», здесь речушка Риачуэло впадает в Атлантику. Для эмигрантов порт всегда был центром жизни. Даже сейчас местные называют себя «портеньо», то есть «выходцы из порта».

Один местный житель рассказал мне, что домики разноцветные, потому что рыбаки из Генуи, поселившиеся здесь, красили стены остатками корабельной краски. 

Каждая нация привносила в танго что-то свое. Благодаря итальянцам, самой многочисленной волне мигрантов, в танго появилась меланхоличная и страстная лирика — переводы итальянских канцон, то есть шансона.

Испанцы привезли ритмы фламенко.

Из Германии сюда попал бандонеон — главный певец страсти в танго-оркестре, гастарбайтеры из Центральной Европы захватили с собой скрипку и контрабас, а из Восточной Европы приехали красивые женщины.

Последнее было особенно важно: на семь мужчин приходилась одна девушка. Неудивительно, что бытует легенда о том, что танго родилось в борделях.

Как говорят, пока мужчины ждали своей очереди, их развлекали танцами. Поэтому фигуры раннего танго были больше похожи на «Камасутру»!

Именно потому, что на одну девчонку по статистике приходилось девять ребят, появилось мужское танго. Партнеры тренировались друг с другом перед тем, как встать в пару с дамой, ведь права на ошибку не было! И, знаете, никому в голову не приходило, что мужики не танцуют. 

 

Есть версия, что основой для музыки и движений был африканский ритуальный танец кандомбе, который рабы исполняли по обеим сторонам реки Рио-де-ла-Плата, на границе Уругвая и Аргентины, еще задолго до прибытия туда первой волны европейских эмигрантов. В середине XIX века кандомбе отплясывали на карнавалах. Выстраивались в ряды, били в барабаны и шли «стенка на стенку». Часто доходило до драк, поэтому вскоре танец запретили и он ушел в подполье. 

Африканское население Буэнос-Айреса собиралось в подпольных клубах на окраинах города — sociedades de negros, «общества черных». На вечеринках под названием «танго», то есть «закрытое место» на диалекте народа конго, потомки африканских рабов отрывались под барабаны. Но в африканской традиции было не принято танцевать обнявшись.

Парным танец стал благодаря влиянию модных тогда польке, вальсу и мазурке. Постепенно к оркестрам начали добавляться европейские инструменты: скрипка, бандонеон, контрабас, гитара — и музыкальные традиции: ритмы популярной хабанеры, итальянские любовные баллады и песни местных ковбоев гаучо.

Так на смену танго негро, черному танго, пришли первые предшественники современных стилей: канженге и милонга.

Во второй половине XIX века эпидемии желтой лихорадки и война с Парагваем, на которую отправляли в основном темнокожих, почти полностью уничтожили африканское население Аргентины. Погибло больше 14 млн человек.

  • Мне с трудом удалось найти лишь одно комьюнити на окраине Буэнос-Айреса с забавным названием «Мисибамба», члены которого, а их всего человек 30, пытаются восстановить то самое черное танго рабов в самой белой стране Латинской Америки. 
  • Сегодня от африканского кандомбе в танго осталась разве что ритмическая формула хабанеры, которую теперь исполняет не барабан, а скрипка, бандонеон и пианино. Ее легко вспомнить, напев первые такты оперы Бизе «Кармен»: «Парам-пам-пам, парам-пам-парам…»
  • Источник
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector