Культура Древнего Египта возникла задолго до появления культуры европейских держав, поскольку египетские мастера оставили множество следов для археологов.
Что нужно знать о культуре египтян, составляя конспект, какие их самые великие открытия? Об этом расскажем далее.
Культура Древнего Египта кратко о самом главном
Древний Египет возник порядка 4000 лет до нашей эры. Это одна из древнейших цивилизаций, которая, благодаря своим естественным условиям, стала развивать культуру и искусство в ранние годы.
В это время древние египтяне подарили миру свои первые великие достижения: письменность, научные изобретения, драгоценные изделия и многое другое.
Египет, в первую очередь, подарил миру пирамиды, на основе которых стали создаваться крупные храмовые и дворцовые комплексы, папирусные свитки, письменность в виде иероглифов, достижения в научной, медицинской и математической области.
Также из-за того, что в Египте была хорошо развита физическая и материальная культура, первые его жители дали миру сотни красивейших керамических горшков, рельефов и скульптур.
Древнеегипетская культура имеет свои основные черты и условно делится на культуру трех царств Древнего, Среднего и Нового царства. Первая подарила нам письменность, особенности древнеегипетской скульптуры и архитектуры.
Центр культа богини Хатхор в городе Дендера
В эпоху Среднего царства начинают строить храмы для полубогов и божественных созданий, также наблюдается расцвет художественной литературы. В Новом царстве начинают появляться первые изобретения и философские трактаты.
Кратко о древнеегипетской культуре рассказано в таблице.
Величайшие достижения древних египтян
Представители древних египтян, будучи постоянно развивающимся народом в свою эру, смогли подарить остальным государствам много умений и достижений, результатами которых мы пользуемся по сей день.
Ирригационная система
Строительство ирригационной системы считается великим изобретением Египта. Первый канал был построен в Абу-Симбел. Он позволял сохранить источник чистой воды для выращивания культур, сохранения урожая и защиты населения от жажды и смерти.
Так, жители города имели на своих столах плоды урожая круглый год и чистую воду и помогли другим цивилизациям сконструировать подобные системы у себя.
Керамические горшки
Египтяне первые, кто научился создавать качественные керамические горшки. Они создавали их не только для себя, но и для других, продавая изделия на рынке.
Поход Ермака в Сибирь
С помощью них египтяне поддерживали свои обычаи и традиции в области языческого верования, складывая туда жертвы богам или останки человека для бальзамирования.
Математические знания
Египтяне, имея талант в математике, делили, перемножали, складывали и умело вычитали, рассчитывая площади с объемами у строения.
Своими знаниями они делились с другими странами и, тем самым, передали им бесценную информацию для их дальнейшего развития.
Календарь как египетское достижение
Египтяне были первыми, кто изобрел календарь. По нему они определяли количество суток, когда будет разливаться Нил, а также когда можно собирать урожай.
Это интересно: после того как Римская империя завоевала Египет, то присвоила себе это достижение. Поэтому когда Египет был захвачен, Цезарь назвал Июль в честь себя.
Медицинские достижения
Согласно находкам, жители Египта были профессиональными хирургами и хорошо делали расчленение черепного мозга, глазные операции, ампутацию ног и рук.
Лечили они с помощью масел и травяных сборов. Сложные заболевания египтяне не лечили, но могли предотвратить развитие заболеваний. Они создали антибиотики и дезинфекторы ран.
Папирус
Египтяне первые, кто придумал папирус аналог бумаги, глиняных табличек, дерева и стен. Он получался высокопрочным, что помогало его сохранить на века.
Даже сегодня папирусные свитки хорошо сохранились и их можно прочитать.
Религия
Мировоззрение египтян определило их культуру. Они были язычниками и поклонялись природным божественным созданиям. Строили им священные храмы, делали пожертвования, выполняли особенные обряды и всячески почитали их.
Особенно был почитаем бог солнца Ра. Ему были посвящены несколько крупных пирамид Египта. Не менее уважаемы были боги Пта, Сет и Осирис. О них были составлены целые сказания.
Египтяне особо чтили священных животных. Они считали, что если погибнет кошка по вине человека, то всю деревню ждет неминуемая гибель. Тот, кто намеренно убивал животное, сам подвергался казни.
В религии египтян была вера в загробную жизнь. Они, как и последующие христиане, мусульмане и буддисты, верили, что после смерти жизнь человека на этом не закончится, его будет судить Бог за зло и добро.
Однако, верили, что после этого он обретет либо новое тело, либо будет служить в обители Солнца, либо отправится во мрак как грешник.
Также египтяне верили в переселении душ. Они разделяли мнение индейцев на этот счет и то, что пока душа не очистится, она будет кочевать от одного тела в другое.
Пророк Мухаммед история жизни основателя ислама
Письменность
Письменность Древнего Египта была представлена иероглифами резными изображениями людей, животных и символов.
Иероглифы запечатлели жизнь всего Египта и всей его многовековой истории. Появились они с 28 века до нашей эры и использовались вплоть до нашествия арабов, до 7 века нашей эры.
Сама система письма была:
- иероглифической,
- иератической,
- демотической.
Первая использовалась для создания религиозных текстов. В ней присутствовали пиктограммы и картинки. Вторая представляла собой скоропись. Она была нужна для деловых и государственных целей.
Третья система беглая скоропись или курсив. Ее применяли для частных писем, оформления имущественных сделок, отчетов, документов по праву.
Литература
У древних египтян было множество произведений с художественным содержанием. Это были народные сказки, повести, народные песни о молотильщиках, рыбаках и носильщиках, и были.
Сохранились упоминания о любовной, трескучей и напыщенной придворной поэзии, философские произведения. Главная особенность их – религиозный характер.
В разряд литературного творчества также можно записать определенные виды погребальных текстов, писем, гимнов божественным созданиям, автобиографий, которые рассказывают о вельможах. Это важно знать, составляя доклад.
Скульптура и архитектура
Древнеегипетская архитектура условна и однообразна из-за изолированности цивилизации и отсутствия конкуренции. Нам известны такие памятники архитектуры в Древнем Египте как пирамиды, галереи, дворцы, сады, храмы, обелиски и жертвенники.
Мало архитектурных форм из-за ограниченности в строительном материале. Кроме того, единственной дорогой был Нил, как и сейчас, что препятствовало появлению новых материалов и способов его обработки.
Скульптура самобытна. Она создавалась для почитания богов, фараонов и других царских представителей.
Статуи создавались по канонам: тело должно быть темным у мужчины, а у женщины светлым, руки у сидящего должны быть на коленях, божества должны были иметь головы животных.
Живопись и рельеф
Культуру Древнего Египта нельзя представить без живописи. Краски наносились на гипс, известняк, минералы и камни. Состав красящего вещества был неоднородным из-за использования яичной темперы, разных вязких смол и веществ. Сверху красок наносился лак со смолой для сохранения изображения.
Красили изделия красным, синим, черным, коричневым, желтым, белым и зеленым цветом. Тема живописи – потусторонний мир, природа, боги.
Не характерно для египтян написание уродств и внешних дефектов. Если человек был уродлив, имел какие-то внешние отклонения, то на живописи это не отражалось. Мастера приукрашивали человека, вырисовывая ему идеальное тело и пропорции лица.
Как известно, живопись древних египтян фрагментарна, а поэтому имеет свой рельеф. Египтяне ограничивали себя в керамике, ткани или папирусе, а наносили краску на стену.
Внешняя политика СССР в 20-30 годы
Вначале на стене изображения были схематичны, но к 3 веку нашей эры они стали филигранными. Рельеф имел большое значение при украшении храмов, гробниц, статуй и погребальных предметов, например, саркофагов.
Научные и технические достижения
Если давать краткое содержание научным и техническим достижениям древних египтян, то они изобрели часы, работающие от силы солнца и воды, изготовили папирус, создали чернила с пером, плуг для сельскохозяйственных работ, шадуф, водоподъемное колесо, подводку для глаз, румяна и лак.
Культы Древнего Египта
Древние египтяне верили, что человек попадает после смерти в другой мир. Для увековечения памяти об ушедших близких ввели культ бальзамирования.
Идея вечной жизни распространялась на все сферы их жизни. На всем ее протяжении они верили в силу природы и поклонялись божествам, введя культ природы и культ солнца, а также священным животным, введя культ животных.
Помимо этого существовал культ фараона, почитания его величия, поскольку он считался посланником божьим или богочеловеком.
Заключение
Древние египтяне высококультурный народ, который создал множество культурных, технических и научных средств, которые позволили остальным цивилизациям развиваться на должном уровне.
Искусство и культура Древнего Египта – ARTandYou.ru
Древний Египет – одно из первых государств в истории человечества. Следы человеческой деятельности в долине Нила восходят к 4 тысячелетию до нашей эры.
Египетская цивилизация характеризовалась сильной деспотической властью, централизованным бюрократическим аппаратом управления, рабовладельческим строем и просуществовала до 30 г. до н.э, когда вошла в состав Римской империи.
Становление рабовладельческого общества в корне изменило положение человека в мире, вслед за мировоззренческими трансформациями видоизменилась и художественная реальность, как связующий элемент общения художника и публики.
Особенностью Египетского искусства является то, что оно было неотъемлемой частью религии, культа, большинство произведений создавалось в рамках заупокойного ритуала, а так же с целью восхваления государственного культа обожествленного фараона.
Со времен Древнего царства в Египетском искусстве сложился монументальный стиль, с определенными изобразительными канонами, которые свято оберегались на протяжении веков. Древнеегипетское искусство тесно связано с религиозно-обрядовыми обычаями. Оно предназначалось не для осмотра, а для сопровождения религиозных поверий египтян.
Пантеон их богов очень велик, и восходит еще к первобытным временам, анимизму, и поклонению тотему, священному животному. Многие боги имели звериный облик. Животные занимали важное место в Египетской культуре, они считались священными, были найдены захоронения священных кошек, собак, быков, и даже крокодилов.
Анималистические изображения — образы кошек, павианов, собак — широко распространены в искусстве Древнего Египта. Но главным культом и объектом поклонения Древнего Египта был культ солнца, солнечного божества, которое повсеместно встречается в искусстве Древнего Египта.
Искусству в Древнем Египте отводилась необычайно важная роль. Обслуживая потребности религии, а главным образом заупокойный культ, искусство воспринималось носителем вечной жизни, продолжением кратковременной земной жизни.
В основе религиозного культа Древнего Египта лежало поверие, что для счастливой загробной жизни покойника необходимо снабдить его всем, чем он обладал на этой земле, вплоть до собственного тела.
Тело погибшего владыки бальзамировали, а гробницу, помимо несметных богатств, украшали росписи, рельефы, повествовавшие о его земной жизни, статуэтки-ушебти заменяли покойному слуг.
По верованиям древних египтян в гробницу так же помещали портретную статую умершего, а иногда и не одну, причем она должна была быть максимально достоверной, чтобы Ка — жизненная сила, двойник человека при жизни — нашла его и после смерти. Таким образом, именно искусство обеспечивало погибшему посмертное благополучие.
Ведущие художники – живописцы, скульпторы, зодчие – были высокопоставленными лицами, зачастую жрецами, их имена были известны, а сами они почитаемы в обществе. Художники были служителями богов, но при этом проявление индивидуальной роли художника было строго ограничено, он выступал в качестве проводника божественной воли, хранителя священных канонов.
Вообще на протяжении всей истории египетской цивилизации художественные традиции претерпевали мало изменений, искусство развивалось внутри принятых канонов, но никогда не отклонялось от них. Основные принципы египетского искусства сформировались в эпоху Древнего Царства, этот период принято считать классикой египетского искусства.
Господствующие в ней принципы монументальности и статичности, воплощающие представление о незыблемости социального строя и сверхчеловеческом величии фараона, оказывали влияние на развитие скульптуры и живописи, которым также свойственны монументальность и постоянство.
Переход от первобытного к рабовладельческому строю древних цивилизаций, в том числе Древнего Египта, был гигантским переворотом в человеческом самосознании. Появилось понятие личности, которое выделилось из общности. Переход к цивилизации сделал возможным создание человеком «второй природы», а рабство сделало возможным грандиозное строительство.
Цивилизация не только раскрепостила самосознание личности, позволила ему поработить природу, стихию, но и поработила человека человеком. Никогда впоследствии в изобразительном искусстве с таким пафосом не выражалось величие личности. Властелин, в частности фараон, окружался ореолом божественности, его господство приписывалось сверхъестественному могуществу.
Как результат художественная реальность создавала образы сверхчеловеческие, уподобленные силам стихии, тяготела к грандиозным масштабам, монументальным формам.
Величие господина вырабатывало каноны, которые были незыблемы в течение всей истории цивилизации, в противном случае это ставило бы под сомнение все многовековое цивилизационное устройство, что было немыслимо. Для древнеегипетского искусства было характерно постоянство, так как искусство считалось носителем вечной жизни, то оно освобождалось от всего изменчивого, мимолетного.
Основным средством выразительности египетского искусства были – внушительность масштабов, ритмы и повторы. Несмотря на монументальность и иногда торжественность, стиль египетского искусства сохранял благородную сдержанность и приверженность традициям.
Уже в Древнем Царстве сложились определенные типы и принципы рисунка, которые неизменно повторялись потом и в Среднем и в Новом царстве. Главной задачей для египетских художников была именно информативность рисунка. Классической формой Египетского искусства был рельеф.
Многие рельефы, росписи, статуи и так далее изображались не для всеобщего осмотрения, а замуровывались в погребальных камерах вместе с мумией фараона, и развертывали подробную повесть о его земной жизни. Там были войны, захваты пленных, пиры, охоты, отдых с родственниками, труд его рабов – все даже малозначительные события, имевшие место в жизни фараона.
Египетское искусство выработало ряд приемов, повышающих информативность изображения. Эмма Бруннер-Траут [Lexikon, 1975; Brunner-Traut, 1990] развила теорию, по которой египтяне пользовались не перспективой, а аспективой. Термин «аспектива» происходит от слова «аспект». Э.
Бруннер-Траут хотела подчеркнуть с его помощью, что древнеегипетский мастер стремился передать на плоскости картины не субъективное восприятие, а как можно более объективное и полное представление об изображаемом событии. На плоскости картины передавались главные аспекты показываемого, позволявшие правильно судить о нем.
Аспективный подход потребовал от древних художников развития целого ряда условных приемов, придавших древнеегипетской живописи глубокое своеобразие, но вполне разумных для получения суммы нужных аспектов и таким образом – для полного представления о показанном объекте.
При изображении тела: стоящая фигура выпрямлена, голова поднята, левая нога делает шаг вперед, голова и ноги расположены в профиль, а торс развернут, вся фигура обрисована единой четкой линией.
«Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса как конструктивной базы туловища и раз и навсегда выделили эту выразительную горизонталь… Они отобрали из фасного и профильного положения самые четкие, ясно читаемые аспекты, объединив их вместе с замечательной органичностью и при этом достигнув гармонии с двухмерной плоскостью, на которой помещено изображение. Они не гнались за тем, чтобы запечатлеть увиденное с одной точки зрения, — у них была другая задача: изобразить человека в его субстанциональном состоянии, а не в один эмпирический момент».
Рельефы занимали важное место в искусстве Древнего Египта. В рельефах, как и в фресках, утвердился мотив шествия, процессии, где фигуры движутся одна за другой по фризу, через одинаковые интервалы, с ритмическими повторами жестов. Повторяемость фигур, их движений и поз придает изображению нечто ритуально-торжественное.
Для египетских рельефов характерна градация размеров, от малого к среднему и большому. В древнеегипетской живописи разномасштабность широко использовалась для того, чтобы увеличить информативность, улучшить композицию и передать иерархические представления. Чем значительнее был изображаемый предмет, тем он был больше.
Примечательно, что прочие атрибуты обозначения величия отпадали, фараон, хоть и считался богом, изображался без всякой преувеличенной пышности, его величие подчеркивалось большим масштабом фигуры, по отношению к родственникам и слугам.
Рельефы всегда раскрашивались, преобладали сочетание желтых и коричневых – цвета солнца и земли, с зелеными и голубыми – цвета воды Нила и безоблачного неба Египта. Особенно любили насыщенный голубой цвет, который встречался не только в рельефах и росписях, но и в прикладном искусстве, костюме египтян.
Особую художественную роль в египетских рельефах играли иероглифические знаки. В Древнем царстве письменность и искусство были тождественны. Таким образом, египетские художники так же в равной мере были и писцами. Достижение максимальной информативности изображения достигалось художественным синтезом изображения и надписи.
Иероглифы заполняли пустоты между фигурами, и между самих иероглифов часто встречались маленькие фигурки. Задача здесь не столько декоративная, сколько обусловленная пониманием египтян изображения как священного знака, обладающего силой устремить изображаемое в вечность.
Пиктография, картинное письмо лежат в основе и искусства и письменности Древнего Египта. Письменность, как и искусство, была частью религии, делом жрецов. Писцы считались служителями бога Тота, возносили ему молитвы и приносили жертвы. В дальнейшем знак равенства между письмом и искусством стирается, но они остаются очень близки друг к другу.
Письменность- это отчасти искусство, а искусство – отчасти письменность. В Египте довольно рано появилось алфавитно-слоговое письмо, при этом к иероглифам присоединялись хорошо прорисованные изображения, «детерминативные» знаки, иллюстрирующие предшествующее слово. Так письменность сохраняла свое родство с искусством.
Искусство, в свою очередь, по своей форме и функциям было близко к письму, пиктограмме. Вытянутые, идущие строго друг за другом изображения, как строки «описывали» всю гробницу, и представляли собой своеобразную опись всего имущества фараона, и его дел.
Здесь видно насколько важную роль искусство играло в жизни египтян, они свято верили в безоговорочную реальность художественного образа. Художники в Египетском обществе считались проводниками в вечность.
Большое развитие получил скульптурный портрет.
Особенностью классических египетских портретов является то, что они максимально достоверно воссоздают черты лица, социального положения портретируемого, элементов костюма, головного убора, ювелирных украшений, но не уделяют внимание психологическому образу изображаемого, его характеру. Считалось, что приходящие переживания не важны, так как человек отправляясь в загробный мир, устремляется в вечность. Особенно ярко это проявлялось в Древнем царстве.
Конечно, искусство не было совершенно одинаковым в разные периоды существования Египетской цивилизации.
Так в эпоху Среднего царства снижается пафос монументальности: поскольку заупокойные культы становятся делом более повсеместным, то и в искусстве, особенно в искусстве местных школ, появляется оттенок сниженности, обиходности. Отсюда усиление жанровых «вольностей» в трактовке сюжетов, в композиции.
В мелкой пластике Среднего царства статуэтки исполнены на другом уровне мастерства, чем статуи фараонов и вельмож: довольно примитивно, ремесленно. В портрете усиливаются черты индивидуальной характерности. Большой шаг вперед был сделан в искусстве росписей.
В Древнем царстве стены усыпальниц расписывались редко, преобладали раскрашенные рельефы. Теперь их все чаще заменяли живописью темперой, вероятно, просто потому, что это менее трудоемкая работа. Однако росписи имели и свои художественные преимущества, допуская большую гибкость рисунка и богатство цвета.
Рисованием с натуры египтяне никогда не занимались. И при высекании рельефов, и при создании росписей они руководились каноническими предписаниями — как строить фигуру, как располагать изображение на плоскости (плоскость предварительно расчерчивалась на клетки).
Однако для успешного исполнения этих работ художник должен был не только уметь действовать резцом и кистью, но и знать предметы, которые изображает. Тут нужны были и наблюдательность и практика. Иногда в росписях встречаются шуточные или пародийные сюжеты.
С другой стороны — каноны все-таки преобладают и, имея за собой слишком уж большую давность, поневоле сбиваются на шаблон и схему.
В Новом царстве художественная культура, как и политическое устройство, претерпевает серьезные изменения. Вместо пирамидальных гробниц гробницы в Новом царстве перестали быть наземными сооружениями – они таились в ущельях скал, помимо этого расцветает архитектура храмов. Жрецы в эту эпоху превратились в самостоятельную политическую силу.
В искусстве Нового царства даже в самых традиционных формах пробиваются земные чувства, переживания, тревоги, рефлексия, появляется открытая экспрессия. В искусстве появляется интерес к простым чувствам людей, к их душевным состояниям. Образ жизни высших кругов Египта становится более, чем когда-либо, роскошным, относительно «светский» дух проникает в искусство.
В рельефах и росписях гробниц (а теперь и дворцов) щедро изображаются пиры, праздники, арфистки и танцовщицы, приемы послов, одевания и косметические процедуры знатных женщин. Язык изобразительного иероглифа, графического знака на первых порах вступает в противоречие с новыми идеями, он к ним не приспособлен, и подчас возникают странные, почти гротескные образы.
При таком наплыве светских мотивов со старыми изобразительными канонами начинают обращаться свободнее. Хотя прежняя фризово-ритмическая композиция и прежняя трактовка фигур сохраняются, все чаще появляются непривычные позы и ракурсы — в фас, в три четверти, даже со спины: фигуры заслоняют одна другую; рисунок, сравнительно с прежним, становится изысканным.
Живописные вольности редко допускались в росписях царских гробниц — там каноны сохранялись строже – но в остальном художники отваживались на новаторство. В целом, для Нового царства характерно более свободное обращение с канонами.
Таким образом, к закату Египетской цивилизации искусство эволюционировало, и пришло к новым рубежам, но при этом оно сохранило все свои основные специфические черты: выразительность линий и контуров, игра теней, фризово-ритмическая композиция, сохранило свой торжественно-монументальный стиль.
Художник занимал почитаемое место в обществе Древнего Египта. Как уже было сказано ранее, понятия религия и искусство в Египетском мировоззрении шли неразрывно друг с другом.
Социально-историческая художественная реальность Древнего Египта (как и других цивилизаций древности) не выработала своей собственной творческой концепции, а воплотила готовую концепцию, выработанную другими формами общественного сознания, в особенности религией.
Искусство было Религия – первопричина древнеегипетского искусства, фактор, определявший его развитие на протяжении всей четырехтысячелетней истории этой цивилизации. Особенностью египетского искусства было то, что большинство произведений создавалось для мертвых. Религия египтян, выросшая из анимизма – веры в бессмертие души, подразумевала жизнь после смерти.
И ее благополучие, согласно их мировоззрению обеспечивалось искусством. Большинство работ египетских художников никто из их современников не видел. По своим задачам это было не то, что мы понимаем под искусством сегодня. Египтяне наивно верили в силу изображаемого, что подробное описание земной жизни позволит перенести все накопленное и в загробную.
Вся ответственность была на художниках, которые действительно больше воспринимались обществом как жрецы, так как искусство обладало сакральной функцией. Поэтому неудивительно, почему они не вносили ни индивидуальных черт, ни личного отношения и переживаний касательно изображаемого, а только объективную передачу информации.
Искусство для художника не являлось самовыражением или рефлексией реального мира, это был священный обряд. Искусство древних египтян это сакральный ритуал, а художник – это посланник богов, его функция очень важна – составить летопись земной жизни, чем обеспечить благополучие загробной жизни. Художественная реальность в Египте была связана с магией, она не подразумевала духовности. Отчасти поэтому Египетская культура погибла.
Карцева Е.А. Формы культурно-исторической динамики взаимоотношений художника и публики. МГУ 2008.
Культура Древнего Востока
Древнейшими цивилизациями Древнего Востока были:
- египетская — на Ниле;
- шумерская — между Тигром и Ефратом;
- индийская — на реке Инд;
- китайская — в долине рек Янцзы и Хуанхэ.
Основной доминантой культуры Древнего Египта была ориентация на вечность. Этой идеей была проникнута египетская религия, ей были подчинены обряды, в том числе обряды мумификации, помогающие умершему вступить в вечность, а также архитектура, изобразительное искусство и литература. Своеобразие древнеегипетской культуры определили:
- раннее зарождение классовых отношений и государственности;
- изолированное географическое положение страны;
- тесная связь искусства и религиозного культа, особенно заупокойного ритуала.
Древнеегипетская цивилизация возникла в результате объединения правителем первой династии Миной в единое государство отдельных соседских общин — номов.
Религия. Религия Древнего Египта была политеистической. В Египте существовал культ животных, священным животным поклонялись, после смерти их тела бальзамировали и погребали в саркофагах при храмах.
Звероподобными были и многие боги египтян: бог Солнца Ра мог предстать бараноголовым, владыка царства мертвых Анубис имел облик шакала, покровитель власти фараонов бог Гор выступал как антропоморфное существо с головой сокола, богиня войны Сохмет была львиноголовой, бог мудрости Тот имел голову ибиса, бог водной пучины Себек — крокодила. Богиня Небет представала в облике стервятника, превратник царства Осириса Хенти реку — в облике женщины с головой гиппопотама, богиня Серкет — со стилизованным скорпионом на голове. Фараонов, которые причислялись к богам еще при жизни, часто изображали в виде сфинкса — льва с головой человека.
Могущество фараона было так велико, что и после смерти он продолжал поражать воображение размерами своей усыпальницы — пирамиды, ставшей символом Египта и средоточием его достижений.
Архитектура пирамид характерна для эпохи Древнего царства. Пирамида — это не отдельно стоящее сооружение, а центральная часть погребального комплекса, включавшего в себя пирамиды-спутницы, гробницы вельмож и сановников фараона.
Одним из семи чудес света слыли пирамиды в Гизе, построенные фараонами IV династии Хуфу, Хафра и Менкаура в III тыс. до н.э. Все они имеют одинаковую конструкцию и точно ориентированы по сторонам света, а вершины их юго-восточных углов лежат на одной линии.
Самая высокая из них — пирамида Хуфу (Хеопса) — имеет высоту 146,6 м, длина стороны основания — 233 м. Она сложена из 2300 тыс. каменных блоков общим весом около 7 млн тонн.
Пирамиды, как и большинство культовых сооружений иных цивилизаций, мыслились как модель Космоса — вход в пирамиду находился на северной стороне, ориентированный по световому лучу на полюс мира, которым египтяне считали звезду Альфа созвездия Дракона.
Стены пирамид не отбрасывают тени, так как имеют наклон граней в 51’52’’ и совпадают с углом падения солнечных лучей (по представлениям египтян, погребенные в них фараоны после смерти становились богом Солнца и, следовательно, не могли отбрасывать тени).
Форма пирамид гармонична и пропорциональна благодаря применению при их сооружении правила золотого сечения треугольника.
Для продления «жизни» собственного тела покойного существовали обряды мумификации, которых было несколько, но все они продолжались 70 дней (согласно мифам, именно через 70 дней воскрес к новой жизни умерший Осирис).
В течение этого срока над телом совершались различные процедуры: внутренности и мозг вынимались и помещались в специальные сосуды — канопы, тело бальзамировалось смолами, плотно обматывалось пропитанными растворами бинтами.
Благодаря традиции мумификации египетские врачи изучили строение человеческого организма и славились как самые искусные целители, умеющие не только залечивать раны, сращивать переломы и сверлить зубы, но и осуществляющие трепанацию черепа.
На случай порчи мумии в гробницу помещались скульптурные изображения умершего, имеющие портретное сходство, но идеализированные. Сюда вселялась душа умершего — Ка. Ритуальный характер скульптуры Древнего царства определил ее особенности: строгую пропорциональность, фронтальность и статичность.
Те же принципы характеризуют и плоскостные изображения, где тело человека показывается как бы сразу в нескольких наиболее выразительных ракурсах: лицо и ноги — в профиль, торс и глаз — в фас. При этом все части тела должны быть хорошо видны для того, чтобы после оживания в царстве мертвых умерший не оказался лишенным руки или ноги.
Новое царство (II тыс. до н.э. ) было временем высшего государственного, экономического и культурного расцвета Египта, который к данному времени стал мировой державой, активно взаимодействующей с культурами соседних народов. Такое положение Египта, ставшего культурным центром, создало особо величественный стиль, ярко проявившийся в монументальных храмовых постройках.
В эпоху Нового царства пирамиды сменяются гробницами, вырубленными в скале, например, усыпальница Тутанхамона, открытая в 1922 г. Говардом Картером. Эта единственная оставшаяся почти нетронутой гробница показала всему миру меру богатства фараонов — общий вес золота, обнаруженного в ней, превысил тонну!
В это же время появляются и храмовые здания, в которых наиболее выразительным архитектурным элементом становятся колонны. Храмы, как и пирамиды, строились по одному плану и мыслились такой же моделью Вселенной.
Они состояли из трех частей, каждая из которых воспринималась более близкой, нежели предыдущая, к таинству Космоса и олицетворяла его.
Так, из открытого для солнечного света двора, окруженного колоннадой (перистиль), входящий попадал в колонный зал (гипостиль), куда доступ солнцу был ограниченным, и затем — в святилище с кладовыми.
Эта часть храма, наиболее сакральная, закрытая для света, была доступна только жрецам. Типичными образцами архитектуры этого времени являются Карнакский и Луксорский храмы, посвященные богу Амону и расположенные возле древней столицы Египта — города Фивы.
https://www.youtube.com/watch?v=Fc_pKeqYrmc\u0026t=19s
Религиозная реформа Эхнатона
В XV в. до н.э. Аменхотеп IV заменил политеизм и культ Ра почитанием единого божества солнечного диска — Атона.
Новой столицей Египта становится вновь отстроенный город Ахетатон (горизонт Атона), свое имя Аменхотеп меняет на Эхнатон (угодный Атону).
Целью реформы Эхнатона было ослабление влияния жрецов и усиление светской власти — власти фараона. По сути, эта религиозная реформа была первой попыткой установления монотеистических представлений.
Эхнатон отдаляет от себя жрецов и приближает художников и поэтов. Теперь древние каноны становятся необязательными, а в рельефах и росписях гробниц и дворцов изображаются пиры, праздники, арфистки и танцовщицы, приемы послов, лирические сцены, одевания и косметические процедуры знатных дам.
Изменяется сам метод изображения: появляются непривычные позы и ракурсы — в фас, в три четверти, даже со спины, фигуры заслоняют одна другую, рисунок становится прихотливым.
В литературу проникают мотивы гедонизма, но вместе с тем и скепсиса, усталости, как в миниатюре «Разговор разочарованного со своей душой», которая включает такие строки: «Смерть стоит сегодня предо мною, словно запах лотоса».
Письменность и литература Древнего Египта
Египтяне выработали иероглифическую письменность, которая была буквенно-слоговой и насчитывала около 700 иероглифов. Она была расшифрована в 1822 г. французским ученым Франсуа Шампольоном, который предположил, что картуши — овальные рамки, в которые заключались иероглифы, должны отражать наиболее важную информацию о фараоне — прежде всего его имя.
Сопоставив сведения о найденных надписях, Шампольон прочитал имена Клеопатры и Птолемея, эти иероглифы и стали ключом к древним письменам фараонов. Благодаря письменности была создана богатая литература: сказки, поучения, мифы, поэтические произведения.
Именно из Египта в литературу других стран Переднего Востока и античной Греции пришли многие сюжеты, использованные впоследствии в баснях Эзопа, в любовной поэзии, в текстах Библии. К примеру, христианские представления о Страшном суде связаны с египетскими воззрениями о загробном суде Осириса, описанном в Книге мертвых.
Также и чение о Логосе имеет генетическую связь с египетской культурой, а некоторые места из египетских «Поучений» встречаются в «Притчах Соломоновых».
Прообразы некоторых христианских святых также пришли из Египта: изображаемый с собачьей головой египетский бог Анубис встречается в русских иконах в образе святого Христофора Псеглавца, образ архангела Михаила многие ученые связывают с богом Тотом. Таким образом, древнеегипетская культура, несмотря на свое своеобразие, стала не только уникальным образцом культуры Востока, но и заложила основы для развития многих народов Европы.
Культура Древнего Египта: не только пирамиды
Древний Египет был не только силен в экономическом и военном отношении, но и обогатил человечество многочисленными культурными достижениями.
Благодаря высокому технологическому уровню, многое из созданного в то время сохранилось до наших дней.
Культурное наследие Египта уже неплохо изучено, нашим современникам вполне очевидно, насколько велик вклад этой цивилизации в общемировую систему достижений человечества.
Египетская религия: природа, человек и власть
Большую роль в жизни египтян играла религия. По сути своей, она была языческой – обожествлялись природные силы и явления.
Пантеон основных египетских богов формировался с опорой на те явления, что были наиболее важны для жизни общества. Обожествлялось Небо, Солнце, Нил, ветер-суховей.
Были и боги, «ответственные» за разные сферы жизни человека – покровители письменности, красоты, различных обрядов, материнства и семьи.
Древние египтяне верили в загробную жизнь. Правителем загробного царства считался возрожденный бог Осирис. Он оценивал прижизненные поступки человека и соответственно судил его душу. Обеспечению бессмертия души должны были служить сложные погребальные обряды с мумификацией тела.
Обожествляли египтяне и власть. Каждый фараон автоматически считался либо сыном, либо воплощением бога Гора – сына Неба и Солнца. После смерти фараон превращался в полноценное божество.
Утверждению божественной сущности фараона служили грандиозные усыпальницы (как в пирамидах, так и вырубленные в скалах), парадные изображения и установленные в его честь обелиски.
Обожествление фараона способствовало укреплению его власти, а сильная власть была необходима для выживания государства и эффективного хозяйствования в специфических природных условиях Египта.
Жрецы основных культов представляли собой влиятельную общественную прослойку. Часто они занимали важные придворные должности и всегда оказывали влияние на политику. Кроме этого, жрецы чаще других занимались врачеванием и наукой. В результате эти занятия обретали определенный магический контекст, но не лишались практичности.
Своих богов египтяне часто представляли себе в виде людей с головами животных. Понятно, что это были существа, определенным образом ассоциирующиеся с «профессией» божества. Например, Гор представлялся с головой сокола – ведь он сын Неба, а сокол летает очень высоко. Бог смерти и погребения Анубис изображался с головой шакала – ведь шакалы являются падальщиками, природными могильщиками.
Такие ассоциации приводили к обожествлению некоторых животных. Чаще всего речь шла об отдельных экземплярах – были храмовые коровы и крокодилы. Но, например, кошка (спасительница урожая от грызунов) обожествлялась в целом – этих животных мумифицировали после смерти, а убийство кошки считалось тяжким преступлением.
Фараон Аменхотеп IV (Эхнатон), правивший в середине XIV в. до н.э., сделал попытку избавиться от влияния разросшегося жреческого сословия. Его религиозная реформа стояла в замене многочисленного пантеона единым божеством – Атоном-Солнцем. Однако фараону не удалось победить жречество – после его смерти почитание многих богов возобновилось.
Египетская письменность и литература
О египетской религии известно довольно много благодаря раннему появлению в стране письменности. Египтяне записывали не только мифы про своих богов и рассказы о деяниях фараонов – они вели письменное делопроизводство и были ценителями художественной литературы.
Египетская иероглифическая письменность считается одной из древнейших в мире – ее возникновение относят к рубежу IV-III тыс. до н.э.
Она весьма сложна – в ней есть знаки, обозначающие цельные понятия, определенные сочетания согласных звуков и типы понятий (то есть они указывали, к какой сфере принадлежит написанное).
Существовали разные способы начертания знаков – от полных (для высечения в камне в гробницах и храмах) до сокращенных и даже слитных (своеобразная скоропись).
Расшифровка египетской письменности оказалась весьма сложной. Впервые прочтение нескольких десятков иероглифов представил французский ученый Ж.-Ф. Шампольон в 1822 году. Сейчас же египтологи относительно легко читают тексты, созданные разными системами написания.
Изучение иероглифов требовало много времени, поэтому грамотных в Египте было немного.
Но образованность была очень уважаема – только грамотный человек мог стать жрецом или чиновником, поэтому все знатные и богатые мужчины (возможно, и многие женщины тоже) были грамотны. В Египте существовали школы и частные учителя.
Было особое сословие писцов – так называли почти всех представителей интеллектуальных профессий, кроме жрецов и приближенных фараона. Писцов уважали, это было выгодное и почетное занятие.
Для письма египтяне использовали перо из тростника и минеральные чернила. Писали на папирусе (подобие бумаги, сделанной из особого вида тростника) в листах или длинных свитках.
Папирус был недешев, поэтому его нередко использовали по несколько раз (смывая записи). Для менее важных документов и личной переписки использовались известковые или глиняные таблички и даже черепки разбитой посуды.
Особо важные надписи (восхваления богов и фараонов) высекали на камне на стенах храмов и гробниц.
Кроме официальных документов и религиозных материалов, египтяне записывали научную информацию, а также чисто литературные тексты. Свитки папируса упаковывали в футляры, благодаря чему немалое их количество дошло до наших дней.
Учеными прочитано несколько египетских сказок, множество литературы наставительного плана (так называемых «поучений», излагавших моральные нормы и правила вежливости), поэтических произведений.
Сказки «Обреченный принц» и «О двух братьях» считаются ныне литературной классикой.
Египтяне ценили не только образованность как таковую, но и искусство красноречия. Известны «поучения» на эту тему, а также сказка «О красноречивом крестьянине», в которой герой благодаря умению красиво излагать свои мысли сумел победить жадного богача и добиться благоволения самого фараона.
Египетская наука: практические соображения
Развитие научных знаний у египтян прочно увязывалось с насущными потребностями населения.
Фактически выживание страны зависело от точного предсказания времени начала разлива Нила; занятия мореплаванием и дальние военные походы требовали возможности ориентироваться.
Ирригационное земледелие и возвеличивание власти фараонов были невозможны без масштабных строительных работ. Сложный погребальный обряд с мумификацией способствовал изучению анатомии.
Соответственно, наибольшего развития в Египте достигли астрономия, математика и медицина. Египтяне создали точный календарь, умели ориентироваться по звездам, первыми вычислили площадь круга и объем пирамиды, неплохо предсказывали метеорологические явления. В медицине использовались лекарственные препараты минерального и растительного происхождения, а также хирургическое вмешательство.
Высокого уровня достигло инженерное дело – египтяне использовали блоки, рычаги, умели откалывать от массива каменные глыбы весом в несколько тонн (да так, что они потом почти не нуждались в обработке). Египетские корабли могли ходить на веслах и под парусом, по Нилу и по морю. Они отличались большой грузоподъемностью, на них транспортировали даже каменные блоки для пирамид.
Развитие искусства в Египте
Египтяне желали жить не только богато, но и красиво. Искусство служило как для удовольствия, так и для церемониальных целей.
Благодаря хорошим познаниям в медицине египтяне знали строение человеческого тела – это отобразилось на реалистичности живописных и скульптурных изображений.
Правда, изобразительное искусство Египта подчинялось строгим канонам, нарушать которые было нельзя.
По этой причине, например, сидячие фигуры всегда изображаются с руками на коленях, а рисованные – в несколько странном смешанном ракурсе: тело в фас, лицо и ноги в профиль, глаза в фас. Большое распространение получили и различные скульптурные рельефы.
Сюжеты изображений встречаются самые разные: мифологические сцены, сражения, проведение различных обрядов, развлечения, повседневные занятия. При этом египтянам не было известно понятие перспективы (все изображения плоскостны), но зато разные размеры изображаемых фигур использовались для демонстрации их общественной значимости (изображение бога или фараона обязательно было самым большим).
В архитектуре египтяне использовали не только пирамидальную форму, но и классические здания сложной планировки, с колоннами, лестницами и внутренними переходами. Дворцы и храмы украшались вырезанными надписями, барельефами, скульптурами, изображениями животных и растений (символическими).
Музыка использовалась как в ритуальных целях, так и для развлечения. В гробницах археологами найдены музыкальные инструменты, есть и соответствующие художественные изображения. Наиболее популярными были ударные инструменты, струнно-щипковые (типа арфы или лютни) и духовые типа флейты. Судя по некоторым изображениям, популярны были и танцы – ритуальные и для удовольствия.
Культура быта
Обширные познания сделали повседневную жизнь египтян довольно комфортной и разумной.
Эффективное сельское хозяйство обеспечивало их достаточным количеством зерна, разнообразных овощей и фруктов и молочных продуктов (мясо тоже ели, но относительно нечасто).
Жили люди в глинобитных, а самые богатые – и в каменных домах, пользовались керамической посудой, носили льняную, а при необходимости – шерстяную одежду.
Большое значение уделялось гигиене. Египтяне регулярно мылись, удаляли волосы с тела, следили за состоянием ногтей. Считается, что в Египте появилась первая косметика – из минеральных компонентов.
Представители обоих полов подводили глаза, женщины пользовались макияжем более обильно. У высших слоев общества популярны были парики.
Украшения также носили представители почти всех общественных слоев, только богачи – постоянно, и из дорогих материалов, а бедняки по торжественным случаям и дешевые (из глины или кости).
Египтяне умели и отдыхать. В качестве интеллектуальных развлечений существовали настольные игры, музыка. Активный отдых представлял собой охоту или катание по Нилу на лодках.
Значение древнеегипетской культуры
Культура Древнего Египта оказала большое влияние не только на древний мир, но и на последующие эпохи. Многие знания египтян заимствовались другими народами, с которыми они контактировали в ходе войн или торговли.
Египтяне являются изобретателями стекла и фаянса, одними из первых в мире мореплавателей.
Египетские пирамиды до сих пор считаются чудом света, и сохранившиеся египетские дворцы, храмы и города тоже производят сильное впечатление.
То же можно сказать о памятниках литературы и изобразительного искусства. Соседними народами были заимствованы некоторые египетские культы, в частности, почитание Исиды (жены Осириса).
Для многих древних народов Египет выступал своеобразным эталоном – с положительным или отрицательным смыслом. Его почитали то идеальным государством в принципе, то доведенной до абсолюта деспотией.
Достижения египетской культуры дали толчок к развитию многим направлениям человеческой деятельности и наукам – инженерному делу, городскому строительству, мореплаванию, метеорологии, астрономии. От египтян переняли основы государственного устройства многие соседние с ними народы.
Египет был одним из наиболее сильных и развитых государств древнего мира, а особенности его расположения способствовали распространению его опыта. Поэтому влияние египетской культуры на последующие периоды столь велико.
Египет: Культура Египта
Культура современного Египта формировалась тысячелетиями. Многие традиции и обычаи местных жителей возникли еще во времена Древнеегипетской цивилизации. На сегодняшний день большая часть населения государства — потомки древних египтян, и лишь малый процент — нубийцы, бедуины и другие кочевые племена.
Местные жители очень религиозны. Около 90% граждан страны исповедуют ислам суннитского толка, и приблизительно 10% — христиане. Отношения между представителями двух религий, в целом, дружелюбные.
Египет не является ортодоксальной мусульманской страной со строгими запретами, как, например, Объединенные Арабские Эмираты.
Но религия все же влияет на образ жизни населения: ежедневно муэдзин созывает верующих на молитву, а в рамадан (девятый месяц мусульманского календаря) сокращается график работы государственных учреждений, последователи ислама постятся, употреблять пищу и напитки разрешается только с наступлением темноты.
Соблюдают в Египте и все традиции празднования национальных торжеств. Официальные выходные приходятся на такие даты:
- 7 января — Православное Рождество;
- 25 января — День Революции 2011 года;
- первый понедельник после христианской Пасхи — Шам-эль-Нессим или Фестиваль Весны;
- 25 апреля — День освобождения Синая;
- 1 мая — День труда;
- 30 июня — День революции 2013 года;
- 23 июля — День революции 1952 года;
- 6 октября — День вооруженных сил Египта.
Кроме того, отмечают местные жители и такие религиозные праздники, как Ид Аль-Фитр, День Арафат, Ид Аль-Адха, Аль-Хиджра и Мавлид — их даты ежегодно меняются.
Египтяне — гостеприимный и толерантный народ. Туристическая отрасль в государстве развита на высоком уровне, и именно на иностранцев ориентирована почти вся инфраструктура курортов: торговые центры и сувенирные лавки, гостевые комплексы, развлекательные парки, аттракционы, клубы и рестораны.
Хоть это и мусульманская страна, многие из запретов не распространяются на приезжих, и список того, что нельзя делать в Египте, не ограничивает путешественников во время отдыха. Так, например, на территории отеля можно одеваться, как хочется, пить алкоголь и курить в отведенных для этого местах.
Но планируя прогулку по городу, и женщинам, и мужчинам, стоит позаботиться о скромных нарядах, прикрывающих плечи и колени. А спиртные напитки употребляйте только в барах и кафе.
Алкоголь разрешен во всех регионах страны, и продается в большинстве магазинов, но местные жители пьют его крайне редко и подарок в виде бутылки вина, виски или даже слабоалкогольного пива, здесь расценят, как оскорбление.
Культурные особенности в Египте формируют и местный этикет. Так, при первой встрече с человеком противоположного пола принято здороваться словесно, без рукопожатия или объятий. Сначала себя представляет мужчина, затем — женщина.
Мужчины приветствуют друг друга рукопожатием, а близкие друзья при встрече обнимаются.
Обращаем внимание на то, что если женщина позволяет гладить себя по рукам и спине, то египтяне расценивают это как готовность к романтическим отношениям.
Местные жители очень радушны. Если вас пригласили в гости, будет невежливо отказываться от чашки чая, кофе или национальных блюд.
Перед входом в дом, снимайте обувь, в качестве презента хозяевам, захватите традиционные сладости. А вот цветы покупать не стоит — их обычно дарят только на свадьбу и при визите к больному.
Дурным тоном также считается добавление соли в свою тарелку к поданному угощению.
Стоит упомянуть про распространенное в Египте понятие «бакшиш» — поощрение за оказанные услуги. Конечно, давать чаевые или нет — исключительно ваше решение.
Но например, если администратору на ресепшене оставить пару долларов «на чай», он будет расторопным, а комнату вам скорее всего предоставят с более свежим ремонтом и хорошим видом из балкона.
Размер «благодарности» за уборку номера составляет 1-2 USD, такую же сумму оставляют и носильщикам багажа, официантам, барменам, гидам и водителям экскурсионных автобусов.
Неотъемлемой частью местной культуры являются суеверия. Египтяне постоянно носят защитные амулеты и различные талисманы, а в их доме всегда будут присутствовать символические статуэтки.
Именно поэтому культура в Египте в области декоративно-прикладного искусства развита на высоком уровне.
В местных лавках и магазинах вы гарантировано найдете разнообразие сувениров — фигурки пирамид и кошек, керамические изделия с национальным орнаментом, ювелирные украшения с драгоценными и полудрагоценными камнями.
Также Египет богат своей архитектурой. Многие объекты являются «гордостью» страны и внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди них: Древние Фивы, Карнакский и Луксорский храмы, памятники Нубии, древний Мемфис, исторический район Каира, Монастырь Святой Екатерины и другие.