23.06.2020 21:09:00
Статус беженца в 2019 году сумели получить только 23 человека
Жители юго-востока Украины с 2014 года получали в России лишь временное убежище. Фото РИА Новости
Эксперты «Гражданского содействия» констатировали полную деградацию в России такого гуманитарного института, как право на убежище. В докладе организации зафиксировано резкое уменьшение количества тех, кто сумел добиться статуса беженца.
Таковых, например, в 2019 году оказалось лишь 23 человека. За последнюю пару лет сильно сократилось и число украинцев, которым разрешалось прибытие в РФ по экстраординарным обстоятельствам.
Политического убежища в этом веке российские власти не предоставили вообще никому.
По мнению правозащитников, институт убежища работает «из рук вон плохо», тогда как миграционная служба превратилась, по сути, в какой-то репрессивный орган.
В докладе «Гражданского содействия» отмечается, что за прошлый год Россия приютила лишь 0,2% от общего количества беженцев в мире.
Однако нахождение в стране даже такого мизерного числа приехавших в нее людей миграционные чиновники всячески осложняют.
Получается, что лишь по указанию сверху эти госструктуры способны предоставлять убежище большим группам иностранцев, как это, к примеру, было после 2014-го в отношении жителей двух восточных областей Украины.
Но сейчас, когда такого рода указаний нет, миграционные подразделения систематически и по произволу не хотят предоставлять убежища ни в каком виде. «Гражданское содействие» даже подозревает, что имеется негласная политическая установка об отказе. Именно такую установку правозащитники и считают «главной причиной трагической ситуации с правами беженцев в России».
В результате, отмечено в докладе, за 2019 год из 397 человек, которым все же удалось обратиться за статусом беженца, только 23 человека его получили.
Всего же официальных беженцев в нашей стране сейчас менее 500 – в основном выходцы из Афганистана (252), Украины (119) и Грузии (27). Правозащитники настаивают, что это «минимальные значения за всю историю существования статуса беженца».
За 20 с лишним лет этот показатель и вправду сильно упал – «с 240 тыс. человек на конец 1997 года, то есть в 493 раза».
В докладе не раз упоминается некая прямая установка для миграционной службы «не рассматривать документы о признании беженцем». Реализуется же она с помощью различных противоправных инструментов: «…
от недоступности информации о том, как правильно подать документы, до прямого отказа их принимать».
Бывает и такое, что документы все же принимают, но чиновник своевольно в опросном листе отмечает факт подачи заявления о предоставлении временного убежища, а не ходатайства о статусе беженца, несмотря даже на то, что человек просил именно о последнем.
Кстати, исключений не было сделано и для жителей Украины, которые с 2014 года убегали от военных действий и политических конфликтов на родине. Многие из них подавали документы как раз на признание их беженцами.
И поначалу, когда, как сказано в докладе, миграционные структуры, вероятно, еще не имели точных инструкций, большому количеству украинцев разрешили написать ходатайства о признании беженцами. Впрочем, впоследствии этот статус дали всего 4% обратившихся.
«В 2015 году чиновники уже почти не допускали заявителей из Украины к этой процедуре, отчего число ходатайств упало в 20 раз – и с тех пор беспрерывно падает», – отмечается в докладе.
И конечно, «Гражданское содействие» напомнило о наличии в законодательстве РФ особого статуса «политическое убежище». Существует оно только на бумаге, за последние 23 года «этот статус никому предоставлен так и не был».
Между тем сильно сократилось и число обладателей разрешений на временное убежище, поскольку «распространенной практикой миграционной службы является отказ в продлении этого статуса без какой-либо уважительной причины».
Хотя это не слишком обременительно для властей, данный статус дает приезжему право жить и работать на территории РФ, но не предусматривает никакой финансовой поддержки от государства. Кстати, предполагается в докладе, вероятно, поэтому и было дано указание предоставлять жителям ДНР и ЛНР именно временное убежище.
В отношении же статуса беженца, которым полагаются субсидии и льготы, распоряжения сверху не поступало, поэтому с 2014-го его получили немногие украинцы.
На учете МВД на конец 2019 года состояло 41,9 тыс. граждан, получивших временное убежище. Из них около 96% – это украинцы, остальные – выходцы из Сирии, Афганистана и Грузии. Число же граждан Украины, обладающих таким статусом, в 2019 году продолжило сокращаться – и уменьшилось почти в восемь раз по сравнению с пиком 2015 года.
Правда, правозащитники отметили, что резкое снижение объясняется еще и тем, что многие украинцы уже получили паспорта РФ. В целом же количество пребывающих на территории России граждан Украины за последний год снизилось на 10%, составив 1 764 000 человек.
После принятия поправок к закону о гражданстве и организации специальных облегченных процедур для его получения, согласно статистике МВД, в течение 2019 года россиянами стали 29 422 выходца из Украины, это в 3,5 раза больше, чем в 2018 году.
Всего же с 2014-го по 2019-й, если не принимать во внимание массовую выдачу российских паспортов в Крыму, гражданство РФ получило около 660 тыс. граждан Украины, говорится в докладе «Гражданского содействия».
Политические беженцы из России: куда ехать, какие нужны документы, что такое интеграционный период
Отсюда: https://openrussia.org/post/view/4783/Акция против ужесточения порядка предоставления политического убежища. Берлин, апрель 2015 года. Markus Heine / NurPhoto / AFP
В последнее время все больше россиян вынуждены покидать родину из-за политически мотивированных преследований со стороны властей. О том, как в Европе обстоят дела с предоставлением иммигрантам статуса политических беженцев, Открытой России рассказала Дженни Курпен, координатор гуманитарной организации Human Corpus.
Human Corpus оказывает правовую помощь гражданам России и других государств бывшего СССР, которые решили покинуть родную страну из-за политических преследований и систематического нарушения их прав
— Есть какие-то универсальные советы для российского активиста, который решит уехать из страны, чтобы избежать репрессий?
— Нужно иметь загранпаспорт и, в идеале, визу в какую-то более или менее приличную страну. Для людей, которые составляют классическую группу риска, это первое правило техники безопасности. Если человек полез в какую-то гражданскую или политическую активность, имея намерение потом, «если что», уехать и просить убежища, но при этом не имеет загранпаспорта, — то по нынешним временам это довольно странный человек.
— Что такое в данном случае «приличная страна»?
— Это одна из стран Шенгенской зоны, более широко — Евросоюза. Это один из наиболее реалистичных вариантов. Есть еще трудные в плане получения визы США и Канада.
Но мы, говоря о статусе беженца, в большинстве случаев имеем в виду все-таки Европу.Еще один универсальный совет: нужно понимать, что такое Дублинская конвенция, какой список стран она охватывает, как работает.На самом деле человек крайне редко может выбрать страну для убежища.
Он или едет в страну имеющейся визы, или он просит убежища в первой стране Дублинского соглашения по пути своего следования, если едет нелегально.Еще один важный момент: после получения статуса беженца заявитель не может поехать не только в страну происхождения, но и в ту третью страну, из которой его забрали, если была процедура переселения.
Например, если человек уехал из России в Украину, а оттуда был переселен в одну из стран ЕС.
— Что такое Дублинское соглашение?
— Так называемый регламент «Дублин-III», который регулирует миграцию на территории Шенгенской зоны и состоит в максимально быстром определении государства-члена, ответственного за рассмотрение ходатайства о предоставлении убежища, установлении разумных сроков для каждой фазы определения ответственного государства-члена и предотвращении злоупотреблений процедурами убежища в форме подачи нескольких заявлений. В рамках этого регламента происходит сдерживание и перераспределение потоков беженцев. В соответствии с Конвенцией, которую подписали все страны Евросоюза, человек может претендовать на статус беженца только в стране, выдавшей ему визу, если он едет легально. Если, например, у человека шведская шенгенская виза, то он должен просить убежища в Швеции. Если он попросит его в другой стране Шенгена, его депортируют в Швецию.
Вот еще одна важная штука: например, есть такая страна — Греция, которая данный момент представляет собой страну, абсолютно непригодную для получения в ней статуса беженца и не годится в качестве гаранта международной защиты, однако многие принимающие страны, в частности, Австрия, Финляндия, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Швеция, подписали временно действующий документ об отмене депортации по Дублинской конвенции заявителей с греческими визами. Как и все политические решения, это — лишь временная мера, связанная с нестабильной и небезопасной обстановкой в Греции, и рассматривать такой вариант выезда с последующей легализацией можно только как запасной.
Иммигранты из Азии в греческом порту Пирей. Panayiotis Tzamaros / NurPhoto / AFP
— А если человек попал на территорию Евросоюза нелегально?
— Если, например, из России через Белоруссию человек нелегально попал в Литву, но решил в Литве убежища не просить, а ехать дальше, и попросить убежища в какой-то более соответствующей его желаниям стране, то в ходе «дорожного интервью» (первая беседа, которую назначают, когда человек вступает в процедуру соискания статуса беженца) будет установлено, что первая страна его маршрута — это Литва, и его отправят обратно в Литву.
— Какие нужно иметь документы, подтверждающие, что ты имеешь право претендовать на убежище?
— Для упрощения рабочих задач мы для себя и для потенциальных заявителей выделили три примерные группы документов.Первая — документы, подтверждающие преследование. Это постановления о привлечении, обвинительные заключения, вызовы на следственные действия, протоколы обысков, допросов, материалы уголовного дела. Даже если это документы, подтверждающие, что человек проходит по делу в качестве свидетеля, в Финляндии, например, можно объяснить, что уже через месяц заявитель запросто может обнаружить себя в другом процессуальном статусе и быть подозреваемым. Это могут быть решения судов по административным делам, протоколы задержаний, рапорта сотрудников правоохранительных органов, квитанции об уплате штрафов или постановления, обязывающие оплатить их. Также в эту группу документов могут входить списки, подобные списку экстремистов и террористов Росфинмониторинга, документы о признании каких-либо принадлежащих заявителю текстов, видеороликов, музыкальных произведений и другого экстремистскими материалами. Словом, это документы, условно говоря, ментовского, следственного и судебного происхождения.Вторая группа документов — это свидетельства дискриминации и насилия. Это особенно касается заявителей — представителей ЛГБТ. Тут могут быть медицинские документы — зафиксированные побои, а также видео и фото с акций, где происходит насилие, свидетельства дискриминации на учебе, на работе, свидетельства о попытках органов опеки отнять детей.Третья группа документов — подтверждение активистской деятельности и участия в протестном движении, сотрудничества с правозащитными организациями, волонтерская работа. То есть свидетельства того, что есть мотивы для преследования. Это и публикации в СМИ, и письма поддержки, и рекомендации от медийных персон, уважаемых и известных правозащитных организаций.
— Поговорим о конкретных странах. Например, Нидерланды. Все мы помним мрачную историю российского активиста Александра Долматова, просившего в этой стране убежища. Он получил отказ, его должны были депортировать в Россию, и он покончил с собой. То есть в Нидерланды лучше не ехать?
— Вот тут как раз возможность давать универсальные советы заканчивается, потому что для каждой конкретной категории лиц, претендующих на убежище, для каждого типа дела, есть более и менее подходящие страны.Нидерланды — одна из не очень подходящих стран и для россиян, и вообще для беженцев. Дело Долматова очень ярко свидетельствует об определенной стратегии голландского миграционного ведомства. Первое его решение почти по 100% заявителей — это отказ. Это не касается только тех соискателей убежища, которые попадают туда по квоте — например, через Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН). Но квоты в большинстве случаев по понятным причинам касаются «гуманитарных беженцев» — людей из Сирии, Сомали, Афганистана и так далее. Не мандатным, не квотным беженцам я не рекомендую ехать в Голландию. Они стремятся дать отказ сразу, а потом, ссылаясь на всякие технические проблемы, нехватку персонала, занятность адвокатов, пропускают сроки апелляции, и человек подлежит депортации.Акция протеста беженцев, которым отказали в убежище, в Гааге. Jaap Arriens / NurPhoto / AFPЗато с соседней Бельгией дела обстоят несколько лучше. Да, это сложная страна в смысле получения визы. У этой страны сложная внутренняя структура — там есть французская часть, и есть фламандская часть, которые сильно отличаются друг от друга, в том числе и техническими аспектами процедуры. Но в Бельгии короткая процедура получения статуса, и миграционное ведомство действительно изучает дела в ходе решения вопроса о предоставлении статуса.
— А как обстоят дела в Северной Европе?
— Это страны с разными миграционными законодательствами, с разными политическими климатами внутри, с разными миграционными и интеграционными стратегиями, с разными отношениями с Россией.Что касается Финляндии, то тут ситуация для россиян, просящих статус беженца по политическим мотивам, в принципе нормальная. Если у человека действительно есть веские основания просить убежище, есть подтвержденная история, то это вполне реально. В Финляндии хорошо понимают, что происходит в России. Это относительно нормальная, простая страна с точки зрения процедуры получения статуса, с точки зрения работы миграционной службы. В Финляндии есть другие проблемы, но они не касаются процедуры и принятия решения об убежище.Швеция — тоже неплохая страна. Она тоже хорошо знакома с ситуацией в России. Также она хороша и для убежища для представителей ЛГБТ. У меня, правда, большие вопросы к социальной политике Швеции: я вижу серьезные противоречия между цифрами — теми показателями количества беженцев, которое они готовы принимать и озвучивают в начале каждого года, — и тем социальным обеспечением этих намерений, которое они готовы гарантировать. Тут одно явно не соответствует другому, это вызывает различные технические и бытовые проблемы, конфликтные ситуации, различные публичные жесты отчаяния, такие как, например, самосожжение и так далее.Но в Швеции относительно несложно получить убежище, если на то, опять же, есть реальные причины. Там хорошо работает механизм установления фактов по миграционному делу; в том, что касается самых разных политических, социальных, экоактивистов, сотрудников НКО, журналистов, блогеров, — это вполне нормальная страна.Норвегия — сложная. Я даже не уверена, что есть смысл о ней как-то слишком много говорить. Попасть туда практически невозможно, виз россиянам туда дают мало, беженцев она и в целом принимает мало. Например, Швеция приняла одних сирийцев в 2014 году 60 тысяч, а Норвегия приняла полторы.При этом раньше была целая волна беженцев из России в Норвегию — это кавказская история, связанная с трагическими событиями обеих чеченских войн; подавляющее большинство в то время попадало в Норвегию нелегально.Я думаю, что в будущем в Норвегии ситуация для российских политических беженцев изменится — в Норвегии хорошо понимают, что происходит в России, есть здравый смысл, вдумчивость, рациональность и воля к переменам. Я очень многого жду от этой страны в будущем.
— Самая крупная западноевропейская страна, о которой в России часто любят говорить как о стране для убежища, — это Германия. Что у нас с Германией?
— Это умеренно удачная страна для ЛГБТ — там уже есть какое-то количество положительных случаев предоставления убежища этой категории.Но это неудачная страна для людей, которые просят убежища по политическим мотивам. Причин тут несколько.Во-первых, Германия является лидером по числу обращений. Там не очень хорошо понимают, что происходит в России, не очень любят заниматься выяснением причин, по которым человек решил приехать, не сильно озабочены оценкой предоставленных доказательств и так далее. Плюс ко всему, нужно понимать, что Германия — это страна, в которых своих политзеков уже около 300 человек.Акция против ужесточения порядка предоставления политического убежища. Берлин, апрель 2015 года. Markus Heine / NurPhoto / AFP
- — Что это за политзеки?
- — Имеет ли смысл пытать счастье в Британии и Франции?
- — Схожая история, наверное, и с Испанией?
— Это самые разные люди — анархисты, антифа, правые. Они сидят по итогам участия в массовых акциях, закончившихся столкновениями с полицией.Поэтому отношение к людям, которых обвиняют, например, по статье 212 УК РФ («массовые беспорядки»), или 318 УК РФ («применение насилия в отношении полицейского»), или 319 УК РФ («оскорбление представителя власти) там будет как минимум подозрительным, и как максимум — негативным по определению: у них свои такие сидят.— Великобритания имеет особую и весьма жесткую миграционную политику, особый режим въезда на свою территорию. Россиянам без стабильно хорошего дохода, без приличного счета и иных гарантий туда достаточно сложно попасть.К тому же, это не самая дружественная страна для беженцев вообще — и объективно, если анализировать миграционную стратегию, и по духу, по внутренним установкам.Что касается Франции — я всегда упоминаю Францию в паре с Италией. Обе эти страны сильно перенаселены беженцами, с точки зрения социальной политики это неблагополучные места. Туда имеет смысл ехать, если у тебя просто железные основания для получения статуса беженца, чтобы просто там жить, полагаясь на свои силы и средства, на самостоятельное решение всех бытовых вопросов — от быстрого трудоустройства до аренды приличного жилья (что крайне непросто для человека в обсуждаемом нами статусе), и ни на какое содействие государства особо не рассчитывая.Подавляющее большинство людей попадает во Францию и Италию по воде. Это в основном Африка — Сомали, Ливия. И на фоне этого вала дел, безумного трагического фона, связанного со смертью как повседневностью, какие-то там россияне, которые прилетели и что-то рассказывают про репрессии, — это на грани комичного.— Да, в Испании тоже есть жуткая перенаселенность, к тому же там идет сейчас сокращение бюджетных расходов на миграционные центры. У нас есть человек, который вступил в процедуру в Испании. Он поначалу был поселен в хостел вместе с другими новоприбывшими. Затем, после первых формальных действий по вступлению в процедуру, соискателей переселяют в места длительного проживания. И таким местом длительного проживания может запросто стать городская ночлежка для бездомных, которая представляет собой просто помещение с койками. Там можно переночевать, за твои вещи никто не несет никакой ответственности, а в шесть утра оттуда нужно уйти, потому что там можно только ночевать. Питаться людям могут предложить в бесплатных столовых для нищих — правда, кормят в этих столовых неплохо. Большинство людей стремятся попасть на проживание в центры в Мадриде или Барселоне, но мест не хватает, и за места приходится биться.Но вместе с тем Испания — это место, в которое можно ехать представителям ЛГБТ. Там есть много государственных и негосударственных организаций, которые этой категорией заявителей действительно занимаются. После того, как в Испании был принят закон о равных браках, такие дела начали рассматривать с несколько иным вниманием и отношением. Формально процедура получения статуса такая же, но на деле к этим людям особое отношение. При этом людям с ВИЧ, онкологией и другими серьезными заболеваниями, требующими постоянного наблюдения и терапии, я бы не советовала туда ехать: социалка не предполагает там должного в таких случаях медицинского обеспечения ни после, ни, тем более, до получения статуса.Иммигранты из Африки в испанском городе Тарифе. Marcos Moreno / AFP
— Вернемся на восток. Каково положение дел в Центральной Европе — Польше, Чехии?
— Про Чехию я ничего не знаю. Я знаю лишь, что там работают очень сильные и серьезные правозащитные и гуманитарные организации, и прекрасные люди в них. И думаю, что мы не слышим про Чехию именно потому, что там все вопросы решаются нормально.Что касается Польши, то если есть возможность туда не ехать — то не надо.
— То есть поляки — недружелюбные, правые ребята?
— Поляки — разные ребята, как и все остальные. Дело не в этом. В Польше нет никаких условий для проживания в ожидании получения статуса, там чудовищная коррупция, все деньги, которые выделяются на реформирование миграционной системы, на ремонты центров содержания мигрантов, на обеспечение хотя бы минимально приемлемых условий, — все это оседает в карманах чиновников разных уровней. Вот совсем недавно люди присылали нам фото и видео из одного из польских лагерей, где они сейчас находятся. Условия там действительно ужасные. И речь не только об антисанитарии, питании и повседневном быте; речь уже о нетерпимости, перешедшей из вербальной стадии в стадию реального физического насилия.
— Мы неизбежно должны коснуться в нашем разговоре Украины. Для огромного количества российских политических активистов Украина является самой притягательной страной в плане эмиграции.
Это обусловлено как их политическими пристрастиями, симпатиями к украинской революции (то есть, по большому счету, эмоциональным фактором), так и сравнительной легкостью попадания туда. Ну то есть мы знаем, что для российских граждан мужского пола есть определенные препятствия — усиленная проверка на границе по линии погранслужбы и СБУ.
Но при этом для поездки в Украину пока не нужна виза. Также многие считают благоприятным моментом отсутствие языкового барьера, воспринимают Украину как страну, похожую на Россию, только без Путина.
— Это безумно смешно. Действительно, многие всерьез верят, что всех, кто не любит Путина и поддерживает Украину, примут и дадут статусы беженца, гражданство, квартиру в Киеве и прочее. На самом деле за все время, которое прошло после революции, в Украине получил статус беженца один-единственный гражданин России — алтайский активист Андрей Тесленко с семьей. О нем есть подтвержденная информация.
— Но ведь при Ющенко ситуация в этой сфере была иная? В чем отличие Украины Ющенко от Украины Порошенко?
Политическое убежище в России в 2021 году: кто может просить, порядок предоставления
Довольно часто иностранцы запрашивают политическое убежище в России, которое регулируется законами. Претендовать на такой статус году могут жители страны, которые считают, что им на родине угрожают, преследуют по политическим мотивам или же они становятся жертвами насилия.
Как выглядит Документ о временном убежище
Стать обладателем документа, который подтвердит политическое убежище, можно только на основании решения, принятого Президентом России. При этом учитываются интересы государства, обстановка в регионе и мире.
Кто становится политическим мигрантом
Если глава государства подписывает указ о том, что конкретному человеку необходимо предоставить убежище, тогда иностранец получает право на переезд в Россию. Просить политического убежища в 2021 году могут следующие категории граждан:
- Иностранцы или апатриды, которые могут стать или уже стали жертвами преследования или преступления.
- Лица, преследуемые за убеждения и взгляды в рамках демократических свобод.Как получить политическое убежище в России
Временное убежище выдается не только просителю, но и его родным, если получено их согласие. Его не нужно получать только малолетним детям.
Не имеют права обращаться за политическим убежищем такие группы иностранцев:
- Приехавшие из страны, с которой РФ подписала договор о безвизовом режиме.
- Не желающие ехать домой по экономическим и другим причинам, далеким от политических преследований.
- Привлеченные к уголовной ответственности в России.
- Представившие ложные показания или обладающие гражданством другой страны.
- Приехавшие из стран с высоким уровнем развития демократии или из государств, где им опасность не угрожает.
- Преступники, в том числе и международные.
Также читайте статью “Чем отличается статус беженца от временного убежища” на нашем сайте пройдя по данной ссылке.
Иностранцы, получившие временное убежище в Российской Федерации, должны следовать определенным правилам и выполнять принятые обязательства. Кроме того, таким беженцам разрешено пользоваться правами, которыми обладают россияне. Запрещено лицам без гражданства и другим людям, пользующимся политическим убежищем в России, участвовать в выборах, занимать госдолжности, владеть землей.
Признание беженцем
Основной формой предоставления защиты иностранным гражданам в Российской Федерации является признание беженцем в соответствии с законодательством о беженцах. Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19 февраля 1993 года № 4528–1 «О беженцах».
В соответствии с положениями Закона иностранный гражданин, находящийся за пределами государства гражданской принадлежности может обратиться с ходатайством о признании беженцем в российское загранпредставительство, на границе либо на территории Российской Федерации.
Ходатайства, принятые загранпредставительствами, рассматривает и принимает по ним решения МВД России. Порядок предоставления МВД России и территориальными органами МВД России государственной услуги по рассмотрению в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 г.
N 4528-1 «О беженцах» ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации устанавливает Административный регламент МВД России по предоставлению государственной услуги по рассмотрению ходатайств о признании беженцем на территории Российской Федерации и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденный приказом ФМС России от 19.08.2013 г. №352.
Ходатайства, принятые на границе и на территории страны, рассматривают и принимают по ним решения соответствующие территориальные органы МВД России.
Ходатайства о признании беженцами подаются всеми совершеннолетними заявителями, а также несовершеннолетними несопровождаемыми лицами. Заявителям предоставляется квалифицированный переводчик.
Процедура рассмотрения ходатайства двухступенчатая и состоит из предварительного рассмотрения ходатайства и рассмотрения ходатайства по существу.
Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется в срок до 5 дней, рассмотрение по существу — до трех месяцев. В отдельных случаях МВД России может разрешить продлить срок рассмотрения ходатайства еще на три месяца. Все лица, ходатайствующие о предоставлении убежища в Российской Федерации, проходят обязательное медицинское освидетельствование и дактилоскопическую регистрацию.
На период рассмотрения ходатайства по существу заявителю выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу , которое является документом, удостоверяющим личность заявителя, и дает ему право на пребывание на период рассмотрения ходатайства и возможного обжалования отказа в признании беженцем.
Национальные документы заявителя сдаются на хранение в территориальные органы МВД России.
Заявитель признается беженцем, если он имеет вполне обоснованные опасения стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение беженца. Удостоверение является документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в Российской Федерации. Сведения о несовершеннолетних детях беженцев заносятся в удостоверение одного из родителей.
Для выезда за пределы Российской Федерации беженцам оформляется проездной документ. Для выезда из Российской Федерации и въезда на ее территорию беженцу с проездным документом не требуется получение российских виз.
Статус беженца предоставляется без указания срока. Каждые полтора года беженец проходит переучет. В ходе переучета решается вопрос о сохранении статуса беженца либо об утрате или лишении статуса. Решения об утрате или лишении статуса также может быть обжаловано.
Отрицательные решения по ходатайству на каждом этапе заявители могут обжаловать в МВД России либо в Суд. Жалобы на решения территориальных органов МВД России рассматриваются обычными судами в рамках гражданского судопроизводства. Жалоба может рассматриваться судами трех инстанций, а также в порядке надзора.
На период рассмотрения жалоб на решения территориальных органов МВД России заявитель не может быть выслан за пределы территории Российской Федерации.
Политическое убежище в РФ и экстрадиция
Политическое убежище в РФ.
Вопрос предоставления политического убежища регламентирован Указом Президента РФ «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (с изменениями на 12 июля 2012 года). Указ несколько устаревший, зато простой.
Когда политическое убежище невозможно получить.
Как теперь регистрировать иностранного сотрудника?
В данном Указе наиболее интересным является пункт 5, которым запрещено предоставлять политическое убежище в случаях (если попросту — документам не дается ход):
- лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;
Преступлением в РФ является любое деяние, ответственность за которое установлено Уголовным кодексом (ст. 14 УК РФ). Например, спекуляция не является преступлением в РФ и приговор другой страны не позволит применить данный пункт для отказа. А вот убийство – позволит. Виновным признается лицо, только после вынесения в отношении него приговора (ст. 49 Конституции РФ).
Действия, противоречащие целям принципам ООН в широком смысле являются деяниями посягающие на принципы и цели ООН установленные ст. 1 и ст. 2 Устава ООН.
Чуть более широкую трактовку дает УВКБ ООН в Основополагающих принципах международной защиты.
С учетом широких и общих терминов целей и принципов Организации Объединенных Наций, рамки этой категории деяний (против целей и принципов ООН) довольно неясны и должны поэтому толковаться в их узком смысле.
Действительно, эта категория преступлений рассматривается редко, и во многих случаях применяются положения Статьи 1F(а) или 1F(b). Положения Статьи 1F(с) применяются только в исключительных обстоятельствах, когда проводимая деятельность подрывает саму основу существования мирового сообщества.
В эту категорию преступлений входят преступления, способные повлиять на международный мир, безопасность и мирные отношения между государствами, а также серьезные и устойчивые нарушения прав человека.
С учетом того факта, что Статьи 1 и 2 Устава ООН особо выделяют основные принципы, которыми государства должны руководствоваться в своих отношениях, оказывается, что в принципе только лица, обладающие властью в государстве или субъекте, схожим с государством, способны на совершение таких деяний.
В случае какого-либо террористического акта, правильное применение Статьи 1F(с) должно основываться на оценке того, в какой степени этот акт посягает на международную стабильность – в смысле его тяжести, воздействия на международную обстановку, международный мир и безопасность.
https://www.youtube.com/watch?v=wyDmczWsDgM
Наличие в составе такого деяния нарушения принципов и целей ООН, разумеется, должно быть доказано соответствующим судебным актом либо из самого акта должно быть понятно, что преступления направлено против мира либо человечества и т. п., ради чего, собственно ООН и была создана.
- лицо привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда на территории Российской Федерации.
В данном пункте все понятно, см. ст. 14 УК РФ. Любой суд, приговоривший человека к сроку, на территории РФ автоматически исключает возможность на получение политического убежища.
- лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование.
В данной ситуации могут быть определённые сложности с наличием преследования на территории страны, где лицо побывало до въезда в РФ. Например, Новая Зеландия, дает политическое убежище, для приговоренного в Литве.
После получения убежища в Новой Зеландии, в РФ ту же процедуру пройти не получится. Вместе с тем, если в Новой Зеландии отказали в выдаче убежища или аннулировали статус существующего по мотивам привлечения к ответственности (начала экстрадиции и пр.
), имеет смысл доказывать факт преследования и на этом основании получать убежище в РФ.
- лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека;
Перечень стран с демократическими институтами ежегодно утверждает МИД РФ. Данный список закрыт для всеобщего обозрения, во всяком случае, на сайте МИД РФ его нет. В деле Э. Сноудена о предоставлении политического убежища в России, страной преследования были США.
Можно сделать вывод, что штаты не относятся к развитым демократическим странам по мнению РФ, если американским гражданам Россия готова предоставить убежище.
Данный пункт является наиболее частой причиной отказа ФМС в приеме (обработке) документов для предоставления политического убежища.
- лицо прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах».
К безвизовым странам относятся Украина, Беларусь, Казахстан, Турция, Бразилия и прочие. Безвизовый статус устанавливается соглашением между странами.
- лицо представило заведомо ложные сведения;
Предоставление заведомо ложных сведений (327 УК РФ) – намеренное искажение информации в анкете, заявлении о предоставлении убежища и пр. должны быть исключены заявителем.
- лицо имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется.
Классическая ситуация – Украина, Россия, Израиль. Если человек имеет три паспорта и преследуется только в одной из этих стран – получить убежище в РФ невозможно.
- лицо не может или не желает вернуться в страну своей гражданской принадлежности или страну своего обычного местожительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На этом основании невозможно получить статус беженца, временное убежище или политическое, поскольку само основание для предоставления политического убежища (преследование) отсутствует. Голодных и в России хватает.
Процедура предоставления политического убежища в России.
Лицо, желающее получить статус политического беженца обязано в течение 7 дней с момента прибытия в РФ подать в территориальный орган ФМС ходатайство в письменном виде. В ходатайстве указываются мотивы по которым лицо просит предоставление убежища и автобиографические данные.
На момент рассмотрения ходатайства лицу выдается справка, которая является основанием для законного нахождения лица на территории РФ.
Предварительное рассмотрение ходатайства осуществляется ФМС (Федеральной миграционной службой), которое после получение заключений в месячный срок от МВД, ФСБ и МИД РФ направляет ходатайство о предоставлении политического убежища в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ. Заключение комиссии подшивается к делу, которое лично рассматривает Президент РФ.
- Убежище предоставляется на основании Указа Президента РФ, который вступает в силу со дня его подписания.
- Далее политический беженец (как и его семья) получают свидетельство и вид на жительтсво.
- Экстрадиция иностранца (на примере Литовской Республики)
- В данном случае рассматривается иностранный гражданин, с приговором на территории государства, гражданином которого он является.
- Вопрос о применении экстрадиции (выдачи лица для отбывания наказания) разрешается в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Литовской Республикой о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы от 25 июня 2001 г.
В соответствии с указанным соглашением решение о передаче принимается Генпрокуратурой РФ, которая может отказать в передаче осужденного. Хотя оснований для отказа не так много, среди них есть замечательное основание, установленное пп. 2 п.1 ст. 4 Договора:
«Передача осужденного в порядке, предусмотренном настоящим Договором, не производится, если не получено согласия осужденного, а в случае его неспособности свободно изъявить свою волю из-за возраста, физического или умственного состояния, согласия его законного представителя.»
Как этот пункт применяется на практике сложно сказать. Вероятнее всего, его применяют, когда заключенный латвиец в РФ просится в более гуманную латвийскую тюрьму.
Вместе с этим, глава 55 УПК РФ предусматривает выдачу иностранного гражданина на основании запросов компетентных органов иностранного государства (суд, исполнительная власть и пр.). От воли осужденного в данном случае ничего не зависит.
Российский суд, который решает вопрос об экстрадиции, может отказать в выдаче, если сочтет, что давность привлечения к ответственности за деяния прошла или деяние не является преступлением в понимании российского уголовного права и некоторых других основниях.
Право убежища
Определение 1 Право убежища подразумевает признание со стороны мирового общества право человека на то, чтобы искать убежище от преследования. Также это право стран предоставлять убежище на территории.
Право убежища в истории человечества было двух типов:
- Внутренний тип, когда тот, кого преследуют (речь идет о преступнике) получал защиту, убежище от наказания. Происходило это в той же стране;
- Внешний тип, основанный на международном праве, когда убежище происходило на территории другой страны;
Международное право в современном периоде, признало, что есть две разновидности убежищ:
- Территориальный, когда находится на территории государства;
- Дипломатический, когда в здании представительства дипломатии, в зарубежных странах.
Зачастую право убежища стараются применять, чтобы уйти от правосудия. Это может потерпеть крах, в праве убежища могут отказать, и выдать правосудию.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем