Во всех странах мира существует проблема безработицы, и далеко не всегда это связано с экономическим положением. Выплаты по безработице в разных странах сильно рознятся, но даже в богатых государствах Европы люди, даже получая пособие, зачастую остаются без средств к существованию. Это не может не сказываться на психическом состоянии людей, общих настроениях в обществе и росте преступности.
Поэтому во всех цивилизованных странах целенаправленно работают над схемами оказания социальной помощи безработным гражданам, не все из которых, оказавшись в таком непростом положении, могут легко приспособиться к современным условиям на трудовом рынке. В следствие чего пособия по безработице зачастую являются чуть ли не единственным шансом пережить трудные времена, особенно когда средства к существованию нужны еще и для того, чтобы прокормить семью.
Выплаты в Западной Европе
Размер материальной поддержки по странам Евросоюза может сильно отличаться, в некоторых из них пособия недостаточно высоки по отношению к уровню жизни в стране, тогда как в других могут достигать 150 евро в день. То же касается условий и сроков.
Во Франции пособия выделяются из членских взносов (6,4 %), и составляют примерно 57 % от средней заработной платы, которую получал гражданин перед тем, как потерял работу.
Но при этом максимально возможные выплаты ограничены суммой в 6161 евро в месяц. Это касается как руководителей, так и подчиненных. Такое пособие граждане могут получать до 28 месяцев максимум, и минимум — первые 4 месяца.
Безработные в возрасте от 50 лет и старше, могут рассчитывать на помощь от государства в течение 3 лет.
В Германии, на пособие по безработице могут рассчитывать те, кто на протяжении 1 года из двух производил 3 % отчисления. Выплачивается 60 % от средней заработной платы. Но в этой стране многие города могут самостоятельно регулировать размер выплачиваемого пособия при аналогичных условиях.
Например, в Западной Германии максимальное пособие равняется 2215 евро, в Восточной же — 1940 евро. Выплаты осуществляются от 6 до 24 месяцев. При всем при этом, в Германии безработица — очень редкое явление, здесь нет проблем с поиском стабильной высокооплачиваемой работы. Официально безработными здесь признаны не более 6 % граждан.
- В Великобритании материальная помощь выплачивается максимум на протяжении 6 мес и составляет 381 евро. Для того чтобы получать такие выплаты, необходимо соблюдать следующие условия:
- -Подать заявление.
- -Пройти собеседование в службе занятости.
- -Каждые 2 недели оповещать о результатах поиска работы эту же службу.
Рассчитывать на такую помощь могут граждане, которые выплатили необходимый страховой взнос за 2 года в размере 12 %. А также 13,8 % должен был выплачивать работодатель.
В Италии другие условия, здесь пособия начисляют в зависимости от того, в какой сфере до постановки на учет трудился гражданин.
Жить на выплачиваемое пособие можно до 240 дней, а для тех, чей возраст перевалил за 50 лет, срок увеличен до 1 года. Сумма выплат для тех, чей ежемесячный заработок равнялся порядка 2000 евро в месяц, составит порядка 931 евро.
Граждане, получавшие более высокую заработную плату выше 2000 евро, могут рассчитывать на пособие в 1119 евро.
Испания может содержать безработных от 4 месяцев до 2 лет, сумма выплат составляет 1400 евро. Датчане получают пособие до 2 лет, пособие составляет 2295 евро.
В Бельгии выплаты для безработных изначально составляют 65 % от суммы последней зарплаты. Если гражданин в течение 3 мес не нашел работу, то пособие снижают на 5 %. Максимальная сумма выплат достигает 1541 евро.
Австрийские пособия могут достигать 4020 евро в месяц, примечательно, что в отдельных случаях, безработный может получать такую материальную помощь до 9 лет. И еще высокими пособиями могут похвастать Нидерланды, здесь некоторые безработные могут получать около 150 евро в день, и такие выплаты осуществляются от 3 месяцев до 3 лет.
Швейцария хоть и не состоит в ЕС, но максимальные выплаты здесь могут достигать 7 тыс евро. Размер пособия зависит от таких факторов, как возраст гражданина, обратившегося за помощью, и продолжительность отчислений членских взносов из заработной платы. Период выплат пособий колеблется от 200 до 520 дней.
Пособия в Российское Федерации и странах СНГ
В России ситуация кардинально отличается от той, что сложилась в Европе. При высоком уровне безработицы и низком уровне материальной поддержки безработных, так остро ощущается нехватка рабочей силы, что РФ даже приходится привлекать иностранцев на работу.
Европейские пособия, несмотря на внушительные суммы выплат, все же выплачиваются гражданам в течении довольно непродолжительного периода, и обусловлены соблюдением ряда правил, и перечислением членских взносов.
В России, нет строгих временных рамок на получение пособия. Многие граждане, через год после постановки на учет делают небольшой перерыв и снова встают. Такая система в то же время должна служить стимулом найти работу, ведь мизерные выплаты не соразмерны с хлопотами на то, чтобы встать на учет, постоянно подтверждать статус, ходить по организациям и т.д.
После развала СССР, в первые годы, у нас пытались внедрять зарубежный опыт, но идеи не прижились. Уровень безработицы может разнится по регионам России, ведь минимальное пособие составляет от 1,5 до 8 тыс. рублей, и, например, в Москве на эти деньги и неделю не прожить. Поэтому по статистике безработных в столице едва ли наберется более 1 % и, главным образом, из-за крайне низкой выплаты.
В других областях страны, где заработные платы оставляют желать лучшего, люди вынуждены устраиваться на работу неофициально, одновременно вставая на учет в центре занятости и, получая пособие, чтобы хоть как-то улучшить свое материальное положение, и живут таким образом многие годы. Сложность только одна: безработному нужно постоянно доказывать в ЦЗН, что работу найти у него не получается.
Для получения выплат безработные россияне должны каждые две недели являться в центр и отчитываться о результатах поиска работы, в чем ему обязаны помогать инспектора, давая направления на работу в различные организациям, исходя из его образования и опыта работы.
Размер пособия по безработице в России
Таковой зависит от некоторых факторов, к ним относится профессиональный трудовой стаж и средняя зарплата за последний год работы.
Выплаты производятся в таком порядке: первые 3 месяца — 75 % от зарплаты, затем 60 % на протяжении следующих 4 мес. и 45 % в последующий период.
Для тех, кто имеет перерыв в стаже, вообще не имеет опыта работы, ИП после закрытия, — размер пособия един и составляет 1,5 тыс. руб. Для оформления пособия нужно подготовить следующий перечень документов:
- -Гражданский паспорт.
- -Диплом.
- -Справку о зарплате.
- -Трудовую книжку.
У наших ближайших соседей, ситуация несколько отличается. В Беларусии такую помощь разделяют на 2 этапа. Первый — это 13 недель с фиксированными выплатами, последующий период — меньше. Минимальное пособие составляет 210 тыс. белорусских рублей, а максимальное — 420 тыс. При наличии ребенка пособие будет увеличено.
Украинские пособия по безработице начинаются с 544 грн, а максимальное значение может достигать 5512 грн и не может превышать 4 прожиточных минимумов. Сумму считают, отталкиваясь от рабочего стажа, если он меньше 2 лет — 50 % от размера пособия, от 2 до 6 лет — 55 %, от 6 до 10 лет — 60 %, более 10 — 70 %.
Безработные украинцы, уволившиеся по собственному желанию могут рассчитывать на пособие до 80 % от зарплаты, и спустя 91 день после регистрации. А те, кто был уволен в связи с нарушением трудовой дисциплины, могут получать минимальную выплату.
Сроки получения пособия тоже разные, самый продолжительный — 7120 дней для безработных предпенсионеров. Все остальные, как правило, получают пособие в течении 1 года, студенты окончившие учебные заведения и демобилизовавшиеся призывники – в течении 180 дней.
- Читайте другие интересные статьи:
- Уровень безработицы обновил исторический минимум.
- Почему в России так быстро наступает старость?
- Братья и сестры теперь будут учиться вместе.
Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777741373/
Пособия во Франции — помощь всем социальным слоям
Социальная французская система предусматривает помимо всего прочего также выплату различных пособий/allocations для разных категорий жителей страны.
Социальные пособия для родителей
Так, например, выплата пособий во Франции осуществляется, прежде всего, в рамках проведения целенаправленной семейной политики, заключающейся в том, чтобы гарантировать французским родителям свою помощь в успешном сочетании своих воспитательных функций и карьерных амбиций.
При этом, инициируется выплата соответствующих родительских пособий на взращивание/воспитание детей (интересно, что это не зависит от наличия у родителей-французов собственных средств!) в том случае, когда один из членов семьи/родителей с рабочим стажем не менее чем в два года решается временно оставить свою работу для ухода за детьми (возраст ребенка — до трех лет).
Помощь семье может выделяться государством и с целью оплачивания услуг няни, которую французские семьи часто нанимают для ухода за своими детьми. Такая помощь может выделяться вплоть до достижения ребенком шестилетнего возраста.
Социальные пособия для дошкольников
Особые дополнительные выплаты на дошкольников (на ежемесячной основе) осуществляются французским государством применительно к семьям малоимущих категорий.
Успешно действует во Франции и порядок выплат других/специфических пособий (например, надбавки для многодетных семей, имеющих детей старше трехлетнего возраста,/пособия для семей с низкими доходами, приурочиваемые к началу каждого учебного года и др.).
Пособия для молодых мам
Во Франции также предусмотрена выплата пособий поощрительного плана, нацеленных, прежде всего, на тех женщин, которые хотели бы вернуться на свое рабочее место. Целевая аудитория данных пособий одновременно включает и представительниц женского пола, находящихся в процессе поиска работы.
Показательно, что выплата пособия по воспитанию/уходу за детьми сохраняется в течение еще некоторого времени даже при условии фактического возобновления работы.
Подобная практика предусматривает возможность совокупного получения и соответствующего пособия, и заработной платы/дохода от трудовой деятельности в рамках двухмесячного периода (основное условие тут — возраст ребенка 18-30 месяцев) и нацелена, прежде всего, на облегчение процесса возвращения французских женщин на рабочее место, сводя к минимуму время их вынужденного отсутствия в рамках рынка труда.
Льготное жилье во Франции
Также интересным представляется действие во Франции регулирующих рынок социального жилья законов, гарантирующих льготное предоставление жилья для отдельных категорий граждан. Это в основном касается практики гарантирования получения льгот при приобретении жилья молодыми семьями/холостяками/родителями-одиночками/инвалидами/престарелыми французами.
- При этом, в качестве основной формы социального жилья во Франции рассматривается его аренда.
- Еще в 1990 в этой стране вступил в силу закон, в соответствии с которым жилец/квартиросъемщик без получения финансовой помощи, направленной на погашение общей задолженности по своей квартплате, не подлежит выселению.
- При этом, суды, в ведении которых находятся подобные дела, вправе продлевать вплоть до трехлетнего периода жильцу, неспособному найти способ для переселения в более приемлемое по параметрам цена-качество жилье, сроки его выселения.
[box type=»info»] Порядка сорока пяти процентов всех французских квартиросъемщиков гарантированно обеспечиваются выплатой жилищных пособий/allocation de logement. Более того, семьи, имеющие низкие доходы, обеспечиваются соответствующими субсидиями на оплату их арендуемого жилья.[/box]
Система пенсионных выплат
Весьма своеобразной во Франции является и действующая система пенсионных пособий/выплат/allocations de vieillesse. Суть здесь заключена в том, что именно во Франции сформировалась одна из самых сложных/запутанных в Европе систем/структур пенсионного страхования/обеспечения.
Основана же собственно вся пенсионная система Франции на двух своих базовых/фундаментальных принципах:
- накопительном пенсионном страховании (выплаты производятся с учетом размера средств, отложенных французом во время его трудовой деятельности);
- солидарности (выплаты производятся с учетом отчислений, которые в среднем составляют порядка 16,35%, половина из которых отчисляется работодателем; мелкие же предприниматели/ремесленники/представители свободных профессий должны производить отчисления в полном размере самостоятельно, производимых ныне работающими гражданами Франции).
Собственно же размер французских allocations de vieillesse обычно формируется из расчета пятидесяти процентов от средней заработной платы (учитываются последние одиннадцать лет трудовой деятельности).
[box] Однако, во Франции активно применяется и практика соблюдения минимальных (порядка шести тысяч евро в год)/максимальных (порядка двенадцати тысяч евро в год) государственных пенсионных порогов.[/box]
Таким образом, система социального обеспечения/выплат социальных пособий во Франции представляется достаточно хорошо проработанной и одной из самых привлекательных в Европе.
Реформа пенсионных выплат во Франции — ВИДЕО
Евросоюз требует от властей Франции увеличить стаж выхода на пенсию , а также отчисления в пенсионный фонд.
Нам будет приятно, если поделитесь с друзьями:
Источник: http://pro-france.com/about_france/posobiya-vo-frantsii-pomoshh-vsem-sotsialnym-sloyam.html
Какие пособия и пенсии платят США и страны Европы — Аргументы Недели
25 марта 2019, 14:18 [ «Аргументы Недели», Алёна БЕЛОВА ]
Бытует мнение, что пособие по безработице на Западе составляет настолько сказочные суммы, что можно позволить себе даже не работать. Пенсионеры могут путешествовать по всему миру и это для них придумана фраза, что на пенсии жизнь только начинается. Так ли это на самом деле — сейчас разберемся.
Россия — суровая страна, в которой не живут, а выживают: низкие зарплаты, высокие цены на продукты и ЖКУ, маленькие пособия. Конечно, везде есть свои плюсы и минусы, не стоит забывать об этом, но все таки западные государства более щедры к своим «детям». В сравнении приведены некоторые страны и их социальные программы.
В Германии система социальной помощи сильна. Размер пособий составляет 60% от предыдущей зарплаты. Получить пособие лицам, переехавшим на ПМЖ в Германию, дозволено только после отработанного года трудового стажа на территории страны.
Социальное пособие для безработных Hartz IV составляет 404 евро для одного человека ежемесячно, а для лиц, состоящих в браке, — по 374 евро на каждого.
Существуют и другие виды пособий для жителей Германии: оплата отопления или часть арендной платы (до 500 евро); оплата проезда при поиске работы; покупка необходимой мебели в квартиру, медицинская страховка.
Согласно статистике фонда Бертельсмана, каждый пятый ребенок в Германии живет продолжительное время в бедности.
На детей от рождения до пяти лет выплачивается 240 евро; от 14 до 18 лет — 316 евро, плюс детские пособия около 200 евро в месяц на каждого ребенка.
В целом, базовые потребности немецких детей власть старается удовлетворить: едa, крыша над головой, теплая одежда, бесплатные лекарства, и бесплатное посещение школы или яслей.
Конечно же, претендент на пособие по безработице должен быть полноценным гражданином данной страны либо иметь вид на жительство. Просто уволиться и жить на пособие в Германии — не получится, т. к.
рассчитывать на денежную помощь могут лишь те, кого уволили в связи с закрытием фирмы или сокращением персонала. Однако 30% работающих немцев, трудящихся на полную ставку, едва сводят концы с концами.
Что же касается немецких бабушек и дедушек, то и здесь дела обстоят далеко не худшим образом. Пенсионный возраст в Германии наступает в 65 лет, но граждане с большим трудовым стажем могут выйти на пенсию даже раньше.
Минимальная пенсия составляет 300 евро, а вдовы и вдовцы имеют право получать двойную пенсию.
Кроме того, государство стремится обеспечить своим гражданам достойную старость, поэтому пенсионеры не оплачивают медицинское обслуживание, коммунальные услуги, а при необходимости могут получать дополнительную финансовую помощь.
Во Франции предусмотрено большое количество пособий: жилищные, семейные, на случай рождения или усыновления ребенка, для оплаты услуг няни, по безработице, для поиска работы и другие.
Например, жилищные пособия позволяют уменьшить стоимость аренды или сумму ежемесячных выплат по ипотеке. Социальная помощь может быть предоставлена для оплаты счетов за воду, телефон, электричество и газ.
Что касается безработицы, то, по официальным данным, во Франции живут 3,6 млн безработных людей, пособие для которых составляет 57% от среднего дохода за последние месяцы (минимальные выплаты — 843 евро).
Пенсионный возраст во Франции один из самых ранних – 60 лет. Пенсия составляет 50% от среднего дохода за последние 11 лет и не может быть меньше 6000 евро в год или больше 12 000 евро в год. При рождении ребенка молодая семья получает 923,08 евро (1846,15 евро при усыновлении).
Также предусмотрено ежемесячное пособие суммой в 184,62 евро. Если оба родителя работают, то они могут воспользоваться пособием для оплаты услуг няни — до 85% для ребенка до 6 лет. Размер пособий для людей с ограниченными возможностями рассчитывается индивидуально.
Иностранцы могут рассчитывать на помощь от государства при условии легального проживания на территории страны не менее 5 лет.
Италия является одной из стран, которая не так давно изменила пенсионное законодательство. Так, с 2019 года все итальянцы могут выйти на пенсию в возрасте 66 лет и 11 месяцев. В Италии существует несколько видов пенсии: по возрасту, по инвалидности и социальная помощь.
Размер пенсии напрямую зависит от трудового стажа и региона. Минимальная пенсия равна 700 евро, а средняя пенсия – 1200 евро. Претендовать на социальную пенсию в Итальянской Республике могут также пенсионеры, имеющие родственников в Италии с ВНЖ или ПМЖ.
Но такие пожилые люди обязаны иметь необходимый рабочий стаж в данной стране. Социальная помощь может достигать 350 евро. Для временно безработных пособие составляет 600 евро.
При рождении ребенка выделяется разовая помощь в размере 1000 евро, а малообеспеченные граждане могут также получить ежемесячную финансовую поддержку.
Средний уровень жизни в Италии ниже, чем в соседней Франции или Германии. Заработная плата здесь может существенно меняться в зависимости от провинции. В среднем, итальянец получает порядка 1800 евро в месяц. Но в Италии достаточно сложная система налогообложения. На среднюю заработную плату приходится налог в 27%.
К нему идут 2% регионального налога и муниципального в 0,5%. Таким образом, общая сумма налоговых сборов – 29,5%. И чистый заработок итальянца в таком случае – 1269 евро. Отдельно стоит отметить, что итальянцы обязаны выплачивать налоги на телевизоры и радиоприемники – 110 евро в год (около 9 евро в месяц).
В Италии траты на коммунальные платежи и медицинскую помощь очень высоки.
Экономическая ситуация в США значительно лучше и надежнее, чем в России, но вот меры государственной социальной поддержки значительно уступают нашим, отечественным. Так, средняя зарплата жителя США равна 3700 долларов в месяц, а минимальная — 7,25 долларов за 1 час работы. Для тех же, кто получает ниже 1100 долларов ежемесячно, разработаны программы финансовой поддержки.
В 2019 году любой гражданин Штатов, лишившийся места «под финансовым солнцем», имея необходимый пакет документов, может рассчитывать на ежемесячные поступления в размере почти 50% от последнего оклада. Так, в среднем пособие по безработице в Америке в 2019 году равно 1050 долларов в месяц.
Даже в выплатах пособий у американцев явно наблюдается гендерное различие: женщины получают 49% от величины дохода на предыдущей работе, у мужчин процедура чуть сложнее и 46% от бывшего заработка. Но с социальной помощью в Штатах не все так просто.
Во-первых, она не предусмотрена для каждого местного жителя, а, во-вторых, ее еще и заслужить придется — процедура не слишком утомительная, но направлена на полную проверку заявителя. Примерно 25% таких заявителей так и не получили денег от государства.
Как бы неожиданно не звучало, но страна имеет узкий перечень социальных выплат для незащищенных слоев населения. Так, в стране нет систем поддержки матерей. Единственное, что предлагает работодатель – это отпуск на четыре месяца за свой счет после рождения ребенка.
Последним шансом получить поддержку от государства является признание человека малоимущим, если доход гражданина меньше минимального уровня (7 долларов за час). Так, минимальное пособие по безработице составляет примерно 648 долларов, максимальное же может достигать 2730.
А на пособие по инвалидности в Штатах надеяться могут только те, кто сделал достаточно взносов в фонд соцзащиты. Эти выплаты в США оцениваются в баллах.
Такое правило касается тех, кто утратил дееспособность в 22 года или позже. Если это произошло до 22 лет, инвалид может «позаимствовать» недостающие баллы у своих родителей.
Так что, стоит принять, что социальная политика США не намного лучше, чем в России.
Согласно статистике, быть безработным «выгоднее» в Бельгии, Нидерландах и Дании. Показатель уровня жизни в Бельгии превышает среднеевропейский, здесь низкий уровень преступности и высокий уровень поддержки предпринимательства и социальных гарантий.
При потери работы бельгиец может получить 65% от среднего дохода за последние месяцы (средняя заработная плата в стране – 3500 евро). Минимальный размер пособия равен 995 евро.
В Нидерландах можно рассчитывать на 75% от дохода, а в Дании даже и на 90% от среднего дохода за последние месяцы. Минимальное пособие здесь составляет 1800 евро. Раньше пособие по безработице можно было получать в течение 4 лет, но на 2019 год этот срок составляет всего 2 года.
Если по истечении этого времени работа не найдена, то безработный житель автоматически лишается прав на эти социальные льготы и выплаты.
Кстати, Дания на сегодняшний момент занимают одно из лидирующих мест по сравнению с другими странами по уровню жизни и образованию. Для пенсионеров тоже предусмотрены хорошие условия: на пенсию здесь выходят в 65, но при этом могут продолжать работать и получать свою пенсию, государство в этом мешать не будет.
А быть в декретном отпуске «выгоднее» в Великобритании (52 недели, из которых на протяжении 39 выплачивается компенсация: 90% от предыдущего заработка первые 6 недель и 140 евро в неделю на оставшийся срок) и Ирландии (42 недели, из которых на протяжении 26 выплачивается по €188 в неделю). Если вы заболели, то в тех же Нидерландах вы можете рассчитывать на щедрые больничные: 70% заработной платы на срок до 104 недель. В других же странах не очень «любят» больных.
Можно сделать вывод, что в Европе социальные пособия куда более распространены, чем в США, где большинство таких выплат остаются сугубо на совести работодателя и законодательно не регламентируются. А что могут позволить себе наши инвалиды, пенсионеры, многодетные матери и безработные вы и сами знаете.
Источник: https://argumenti.ru/world/2019/03/606576
Мифические 11280 рублей: Безработные предпенсионеры этих денег не получат
Гром грянул — пособие по безработице в 2020 году повышаться не будет. Это следует из постановления правительства, которое премьер Дмитрий Медведев подписал 7 ноября.
В нем сказано, что размер пособия останется в прежнем диапазоне — от 1,5 до 8 тысяч рублей.
«Установить на 2020 год минимальную величину пособия по безработице в размере 1500 рублей, максимальную — в размере 8000 рублей — для граждан, признанных в установленном порядке безработными», — говорится в документе.
В нем также отмечается, что максимальный размер пособия для граждан предпенсионного возраста составит 11280 рублей.
Скандальность ситуации в том, что безработными оказались больше половины предпенсионеров., тех самых жертв пенсионной реформы. Только 4 из 10 миллионов россиян этого возраста трудоустроены, писали «Известия» со ссылкой на данные Пенсионного фонда.
Ранее в Министерстве труда заявляли, что уровень безработицы среди предпенсионеров, тех кто попал под удар пенсионной реформы, будет только расти. Это связывают с нежеланием работодателей нанимать возрастных сотрудников.
В пояснительной записке к проекту постановления о размерах пособия по безработице Минтруда указывало, что предпенсионеры массово регистрируются в качестве безработных на фоне реализации проекта «Старшее поколение», и прогнозировало, после принятия пенсионной реформы в 2020 году увеличение в 1,6 раза численности безработных предпенсионеров.
По подсчетам Минтруда, размер дополнительной потребности для выплаты пособий на фоне увеличения численности граждан предпенсионного возраста составит 2,64 млрд рублей в 2020 году, около 2,64 млрд в 2021-м, и 2,63 млрд в 2022 году.
Можно ли прожить на 11280 рублей в месяц — вопрос риторический. 22 октября вышла новость, что согласно новым данным статистики, в России увеличилось число бедных.
По оценкам Росстата, число российских семей, чьих доходов хватает только на еду и одежду, выросла в 2019 году до 49,4%. Это на 0,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Кроме того, в первом квартале 2019 года, 15,2% опрошенных сообщило, что денег им хватает только на еду, а с покупкой одежды и оплатой услуг ЖКХ у них сложности.
Это означает, что почти половина населения РФ может позволить себе только самое необходимое. Причем именно предпенсионеры являются кандидатами №1 на пополнение рядов бедных.
На деле, государство в ходе пенсионной реформы сыграло с населением в наперсток. Вместо полноценной пенсии предпенсионеры, оставшиеся не у дел, получат 11280 рублей — и точка. Причем, не исключено, это пособие расти не будет — как сейчас не увеличивается «стандартное» пособие по безработице.
Зато кабмин может считать прибыли. По оценкам экспертов, пенсионная реформа позволила бюджету прилично сэкономить. Расчеты показывают, что через пять лет экономия бюджета на выплатах пенсий составит до 850 млрд рублей в год. Кроме того, с пенсионной реформой и повышением пенсионного возраста до «заслуженного отдыха» будет доживать все меньше граждан — им платить вообще ничего не придется.
Можно ли изменить эту ситуацию?
— Альфа и Омега политики социального государства — это страхование занятости, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Вся система социального страхования может существовать, только если люди работают. И государство может существовать только тогда, когда люди работают. Потому что налоги, за исключением налога на прибыль, платит трудовое население страны — подоходный налог, НДС, налог на транспорт и недвижимость.
Чтобы стать трудовым, население должно найти работу. Именно эту задачу решает система страхования занятости — страхования от безработицы.
Впервые такая система была введена в Бельгии в 1927 году, и сразу была всеми поддержана. Главное, она совсем недорогая. Дорогая система пенсионного обеспечения, а страхование занятости укладывается в 1-2%.
Причем, профсоюзы вполне поддерживают требование, чтобы часть этих денег платил сам работник. Потому что для него тоже очень важно, чтобы у него была защита от безработицы.
Смысл страхования от безработицы не только в том, чтобы у работника была компенсация утраченного заработка. Согласно конвенции МОТ №102 о минимальных нормативах социального обеспечения, ее размер должен составлять 40% от утраченного заработка типичного получателя (около 50% от среднего заработка).
Важно, тем не менее, совершенно другое — в системе страхования занятости оказывается помощь в поиске работы. От предоставления информационной базы вакансий до переподготовки. И самое важное — система страхования занятости обеспечивает переезд к новому месту работы. А в некоторых случаях — помощь в открытии собственного дела.
Помогать открывать дело, кстати, придумали британцы при Маргарет Тэтчер. Логика проста: нечего безработному платить пособие, лучше дать ему сумму пособия за несколько месяцев на собственное дело, плюс рекомендацию в банк.
Когда эта система заработала, в журнале «Англия» с удовольствием описывали истории: вот, негритянка долгое время не могла найти работу, а теперь моет здания — и абсолютно счастлива. Потому что она не просто клиинг-вумен, а директор собственной фирмы.
«СП»: — Почему система страхования занятости необходима в современной России?
— Система страхования занятости должна большую часть денег — ну, хотя бы половину — тратить на то, чтобы предупредить безработицу. Для этого нужно готовить рабочую силу таким образом, чтобы ее не касались структурные перемены. И организовать ее переброску в нужный регион.
Знаете, как у нас убирают хлеб? Представьте киноэпопею «Освобождение: Огненная дуга» — только танки замените на комбайны John Deere и Caterpillar. Только это турецкие комбайны, и сидят в них турки. Со второй половины июня они начинают через Кавказ двигаться на Россию — подряжаются убирать хлеб.
Хороший комбайн стоит четверть миллиона долларов. Можете себе представить, что эти деньги для нашего фермера? Ради того, чтобы три дня убирать хлеб?
Во второй половине июня зерновые в Турции убирают — потому что сеют турки в марте. И турецкие комбайны должны были бы простаивать — но они предпочитают работать в России до октября. В октябре комбайны возвращаются — у турок второй урожай.
А вот на Дальнем Востоке у нас дефицит трудовых ресурсов, и нет китайских комбайновых колонн. Там вообще некому убирать хлеб.
Я привел пример с хлебом, чтобы стало ясно: с таким положением нужно что-то делать.
В советское время проблема решалось системой так называемого организованного набора — «оргнабора». Она была тесно связана с системой обязательной работы по распределению после обучения.
Но сегодня все это исчезло — осталось пустое место. И это — огромная дыра в нашей экономике.
«СП»: — Но у нас есть служба занятости, этого мало?
— Служба есть в каждом регионе, и худо-бедно она решает проблему — но только внутри данного региона. Максимум, что эта служба может сделать — перераспределить рабочую силу между районами. Но она совершенно не озабочена проблемами соседнего региона. А у нас проблемы распределения рабочей силы — именно региональные.
«СП»: — Что нужно в такой ситуации?
— Нам нужна на федеральном уровне не какая-то рекомендательная комиссия Минтруда по занятости. Нужна федеральная служба, занимающаяся вопросами заполняемости рабочих мест и перемещения рабочей силы — между отраслями, внутри отраслей — по всей территории страны.
Более того, я считаю, эта служба должна заниматься и возвращением наших эмигрантов, которые приобрели большие квалификационные навыки на Западе. По моим данным, таких эмигрантов — более 5 млн человек, не считая членов их семей.
Вот эти люди действительно могли бы послужить России. А мы приглашаем экспатов — квалифицированных иностранцев, которые ничем не лучше русских зарубежных специалистов.
Подумайте: что нам лучше? Французский, условно, специалист, который приехал на время, или наш эмигрант, возвращенный в страну, который пополнит человеческий капитал России?
«СП»: — Система страхования занятости решила бы проблему безработицы предпенсионеров, как жертв пенсионной реформы?
— Да, конечно. У нас в стране увеличивается дефицит рабочей силы, а предпенсионеры — это квалифицированные специалисты. Да, возможно, они с трудом овладевают новыми навыками. Но это только в случае, если они делают это самостоятельно. Если им помогать — у них все получается.
«СП»: — Почему все-таки в России нет полноценной системы страхования занятости?
— Потому что эта система должна быть заложена в страховом тарифе — а тариф сократили. Сначала тариф с 1,5% сократили до 1%, а в 2001-м — сделали нулевым. И перекинули все проблемы на регионы.
Этот способ — перекидывания на регионы — применяется до сих пор. Низкие пенсии? Пусть регионы из своего бюджета доплачивают! Безработица? Пускай регионы за собственный счет содержат службы занятости.
У предпенсионеров проблемы? Повысим им пособие — но, обратите внимание, из какого источника это повышение. Пособие до 11280 рублей повысят за счет региональных бюджетов!
Это означает, что шиш с маслом предпенсионеры получат, а не пособие. Потому что многие регионы не в состоянии будут поднять пособие по безработице большой массе людей.
На деле, такое решение правительства — это хорошая мина при плохой игре.
— На наших глазах происходит ликвидация социального государства, — уверен депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Неспроста в правительственных кругах уже давно идут разговоры, что социальное государство является тормозом развития экономики РФ.
На деле, речь идет о возвращении России в социальных вопросах на уровень XIX-го столетия, в то время как развитые страны движутся в прямо противоположном направлении. И это, к сожалению, неизбежно приведет к тяжелым последствиям.
Люди окажутся в безвыходном положении — до пенсии после пенсионной реформы далеко, а устроиться на работу невозможно. Дело не только в дефиците рабочих мест. Работодателям не нужны пожилые сотрудники, которых невозможно использовать на всю катушку. В итоге миллионы людей, я считаю, будут лишены средств к существованию.
Источник: https://finance.rambler.ru/money/43132351-mificheskie-11280-rubley-bezrabotnye-predpensionery-etih-deneg-ne-poluchat/
Социальная работа и система социальной защиты во Франции
Система социальной защиты населения и социальной работы принимает в XX веке новые черты. Можно отметить, что в ее становлении принимали участие как благотворительные организации взаимопомощи, так и частные предприниматели и государственные органы.
В начале века во Франции принимается ряд законов, направленных на формирование системы социальной помощи. Этому предшествовали решения Международного конгресса благотворительных сил, который состоялся в 1889 году в Париже.
На этом конгрессе были заложены основополагающие принципы социальной помощи: принцип обязательной помощи государством коллективным обществам; принцип государственной помощи на основе территориального подхода и финансовой поддержки; принцип дополнительной поддержки, т. е.
поддержка оказывается частному лицу с учетом помощи в любой другой форме, например, помощи семье.
В соответствии с этими решениями во Франции в 1904 году выходит закон о помощи детям, а в 1905 — закон о помощи престарелым, хроническим и неизлечимым больным. На основе этих законов к 1906 году была оказана помощь 1 320 000 человек.
После окончания Первой мировой войны во Франции начинает складываться система социального страхования. Однако первые тенденции данного направления поддержки начинают формироваться в промышленности еще в 1916 году.
Так, в Гренобле промышленники начинают выплачивать пособия рабочим, имеющим на своем иждивении детей.
Многодетные рабочие, опасаясь, что работодатели не будут брать их на работу, принимают решение о создании компенсационных касс, которые призваны были уравнивать затраты своих членов.
В 1928 году предпринимается попытка введения закона о страховании по старости и болезни, но он не проходит.
После пересмотра закона он принимается в 1930 году со следующими поправками: снижение уровня отчислений: так, наниматель и служащий вносили взнос в размере 8%, страховка по старости обеспечивала 40% средней заработной платы работника, вышедшего на промышленности еще в 1916 году.
Так, в Гренобле промышленники начинают выплачивать пособия рабочим, имеющим на своем иждивении детей.
Многодетные рабочие, опасаясь, что работодатели не будут брать их на работу, принимают решение о создании компенсационных касс, которые призваны были уравнивать затраты своих членов.
В 1928 году предпринимается попытка введения закона о страховании по старости и болезни, но он не проходит.
После пересмотра закона он принимается в 1930 году со следующими поправками: снижение уровня отчислений: так, наниматель и служащий вносили взнос в размере 8%, страховка по старости обеспечивала 40% средней заработной платы работника, вышедшего на пенсию в 60 лет после 30 лет выплаты взносов.
Страхуемые могли выбирать страховщиков через общества взаимопомощи, профсоюзы или религиозные организации, был установлен регламент выплаты пособий в случае заболевания, материнства, старости или смерти.
С 1932 года во Франции выплата семейных пособий становится обязательной для всех наемных работников в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и свободных профессиях. Разработанная система была расширена к 1938 году, и она охватывала мелких землевладельцев.
Можно отметить, что Первая мировая война активизировала движение благотворительных сил во Франции, наблюдался рост различных направлений деятельности. В связи с тем, что последствия войны наиболее тяжело отразилось на детях, можно отметить, что в связи с этим проявилась определенная активизация данного направления деятельности.
В 1923 году в Париже образуется Ассоциация Ольги Спитзер. Она поставила перед собой задачу не только обеспечить приют бездомным детям, но и представлять интересы ребенка в суде, оказывать медико-психологическую помощь детям и подросткам, вести воспитательную работу в общинах.
В 20-х годах активизирует деятельность Французский союз защиты детей. Несмотря на то, что он был организован в 1887 году, тем не менее его расцвет деятельности приходится на эти годы. Союз принимал детей в свои учреждения после решения суда, проводил мероприятия по реабилитации детей и подростков.
В 30-е годы, с ростом мирового экономического кризиса, во Франции наблюдается роет числа безработных, особенно среди молодежи.
В этой связи появляются центры профессиональной переподготовки безработной молодежи, активизируются центры анимации, организованной досуговой деятельности.
В 1937 году возникает педагогическое движение обучения активным методам воспитания — СЕМЕА, которая заложила основы социокультурной анимации во Франции: организации досуга и каникул учащихся, воспитания культурного развития детей и подростков.
После Второй мировой войны начинается новый этап развития системы социальной защиты населения и социальной работы во Франции.
В 1945 году создается организация социального обеспечения трудящихся и их семей.
Программа социального обеспечения, предложенная в 1945 году, поставила задачу гарантировать всем слоям населения такие доходы, которые позволяют обеспечить благополучие семьи.
Программа социального обеспечения также предполагала: обеспечение рабочими местами, ликвидацию безработицы, обеспечение компенсаций на случай болезни, инвалидности, беременности, пенсионное обеспечение по старости.
В 1946 году в преамбуле к конституции Франции говорилось: «Любой человек, который ввиду своего возраста, физического или умственного состояния или экономического положения не имеет возможности трудиться, имеет право на получение от общества необходимых средств к существованию».
В 1945 — 1946 годах во Франции складываются основные направления системы социальной защиты населения: социальное страхование, семейные пособия и страхование на случай производственного травматизма.
К концу 1946 года система социальной защиты охватывала 53% населения страны.
Однако не были охвачены такие категории, как представители сельскохозяйственных профессий, свободных, вот почему в последующие годы реформирование законодательства в области социальной защиты шло по направлению развития страхования представителей других профессий.
Важным этапом в развитии системы социального обеспечения во Франции стал Кодекс о социальной защите 1956 года, согласно которому была создана единая кодификация законодательства в области социальной защиты человека и его прав в государстве.
В 1966 году было сформировано Министерство социальных вопросов и общенациональной солидарности, цель которого — осуществлять политику в области занятости населения и социальной помощи.
В 1967 году наступает второй этап реформ в области социальной защиты населения, так как это было связано с финансовыми трудностями из-за кризисных процессов в экономике. Реформа 1967 года ставила перед собой задачи по изменению организации социального обеспечения и предоставление службам страхования более широкого спектра возможностей.
Учреждение в 1945 году социального обеспечения не изменило ранее существовавших принципов управления; организации сохранили свой частный характер, который они имели до войны, а ордонанс от 4 апреля 1945 года постановил, что «первичные» кассы социального обеспечения создаются и функционируют в соответствии с предписаниями закона от 17 апреля 1898 года «Об обществах взаимной помощи». Но эти организации осуществляют руководство публичной службой, а министр, занимающийся вопросами социального обеспечения, несет за это ответственность перед парламентом. Он готовит законодательные и нормативные документы, защищающие население от опасности социального риска, следит за их толкованием, осуществляет контроль за их применением и обеспечивает стройное функционирование государственного аппарата. По определению Конституции, закон определяет фундаментальные принципы социального обеспечения.
- Социальное обеспечение включает в себя определенное число режимов, которые можно разбить на 4 группы:
- — общий режим работающих по найму (промышленность, торговля, обслуживание);
- Режим работающих в сельском хозяйстве (землепользователи, работающие по найму);
- — режим работающих не по найму не в сельском хозяйстве (ремесленники, промышленники и коммерсанты, работники свободных профессий);
специальные режимы (государственные чиновники, кадровые военные, служащие местных административно-территориальных формирований, работники SNCF (Национальное общество железных дорог), работники газовой и электротехнической промышленности, горнодобывающей промышленности, моряки). К этим 4 группам следует добавить режим служителей культа, учрежденный законом от 2 января 1978 года.
Французская система социальной защиты представляет собой в эти годы и вплоть до реформ 90-х годов следующую систему поддержки различных профессиональных групп, состоящую из следующих схем: общая схема, включающая в себя поддержку рабочих промышленных предприятий, торговли, их семей от различных рисков; сельскохозяйственная схема — поддержка лиц, работающих в сельскохозяйственном секторе; специальные схемы — предназначенные для представителей различных профессий; мультисхемы — предназначенные для работающих в частном секторе. В дополнение к этому существуют различные направления поддержки: схемы дополнительных пенсий, пособий по болезни, по безработице, помощь, которая осуществлялась на ведомственном уровне. В этот период сложились основные виды страхования и пособий: по старости, по случаю потери кормильца, пособие в случае нетрудоспособности, пособие по безработице, медицинская помощь, семейные пособия, специфическое пособие на случай нужды.
В 1996 году происходит реформирование системы социальной защиты населения. Необходимость реформирования была вызвана внешними и внутренними причинами. К числу важнейших внешних причин можно отнести международные обязательства Маастрихтских соглашений, а среди внутренних — кризисные тенденции системы управления, постоянные расходы на страхование на случай болезни.
В соответствии с законом от 1996 года предусматривались следующие меры в области управления и здравоохранения: произвести перераспределение полномочий внутри страховых касс, организовать кооперацию между страховыми кассами, с целью нейтрализации негативных последствий, создать сеть медицинского обслуживания, позволяющую комплексно осуществлять лечение пациентов, и другие мероприятия.
Пособия социального обеспечения подразделялись на: социальное страхование на случай болезни, беременности, инвалидности, смерти, страхование от производственного травматизма, старости и семейные пособия. Каждый вид пособий был строго регламентирован.
Например, семейные пособия выплачивались только лицам, постоянно проживающим во Франции. Причем пособие выплачивалось до 18 лет, и могло быть продлено до 20 лет, если ребенок являлся студентом, инвалидом, страдал хроническими заболеваниями и был неспособен к трудовой деятельности.
Размер семейных пособий определялся на ежемесячной основе перерасчетов и устанавливался декретом один-два раза в год в зависимости от повышения цен и роста заработной платы.
Так, базовое семейное пособие в 1996 году составляло — 2108,49 франков, однако в зависимости от типа семьи предусматривались надбавки в процентном соотношении, например семья, имеющая 4 детей получала 114% надбавки к основному пособию, дети-сироты — 30%, а надбавка за одного ребенка свыше 15 лет— 16% и т. д.
После Второй мировой войны начинают развиваться различные направления социальной работы во Франции.
Социальные работники трудятся в различных учреждениях социальной защиты, здравоохранения, образования, в сообществах, в судах, в службе патроната.
Существуют три основные группы социальных работников: социальные ассистенты, работающие с семьями по различным аспектам от консультирования до патроната, работающие в здравоохранении и в судах, осуществляющие надзор за условно осужденными; семейный работник, осуществляющий поддержку детям-инвалидам, работающий с опекунами, решающий проблемы с пособиями и выплатами; социокультурный аниматор, работающий по месту жительства, с профсоюзными организациями, ассоциациями, благотворительными обществами и т. д.
Французская система защиты детства финансируется Министерством юстиции и Министерством здравоохранения и она представляет собой сеть услуг и учреждений, ориентированных на защиту ребенка.
Существуют приюты для детей, нуждающихся во временном пристанище, в основном чьи матери не в состоянии обеспечить ребенка, система яслей и материнских домов. Отдельно развивалась сеть учреждений сектора «Социальная помощь детям».
Это учреждения временного пребывания детей, часть из них возвращаются в семьи, 15% детей помогают вести самостоятельную жизнь отдельно от родителей, треть этих детей направляют в другие учреждения. В 90-е годы через эти учреждения проходило до 25 000 детей в год.
Большую роль играют детские судьи, под патронатом которых находятся дети из семей группы риска. В компетенцию данных специалистов входит поиск места жительства ребенку до принятия решения суда относительно пребывания его в семье, детском приюте или интернате.
Помимо этого существует специальная Объединенная служба помощи детям (ОСПД), в которой действуют четыре сектора, где социальные работники оказывают помощь и поддержку нуждающимся.
В секторе «Социальной помощи детям» оказывается материальная помощь, так, в 1991 году 300 000 детей получали материальное пособие. Однако полномочия сектора достаточно широки: сотрудники работают в области опеки и попечительства, представляют интересы ребенка в различных инстанциях, занимаются реабилитационной работой.
Сектор «Защиты матери и ребенка» направляет свою деятельность на первые годы жизни ребенка, основное направление — медико-социальная защита материнства и детства. В основе данной деятельности лежит патронат, наблюдение за развитием ребенка, изучение жизнедеятельности семьи. Данная работа осуществляется в тесном контакте с медицинскими службами.
Центр «Школьного здоровья». Основная задача центра, который состоит из социальных работников, медиков, психологов, — проблемы ребенка в сфере обучения, успешная интеграция детей в общество, контроль за их здоровьем на этапе ранней социализации.
Служба помощи «неприспособленным детям» — ее стратегия направлена на адаптацию и реабилитацию детей, имеющих задержки в психическом развитии, с девиантным поведением, с психическими расстройствами.
Система охраны детства координирует свои усилия с деятельностью судов, органов здравоохранения. Реформы 1980— 1990-х годов в области защиты детства поставили перед социальными работниками новые задачи, среди них: повышение профессионализации работников социальных служб, улучшение системы обслуживания, координация действий на местном уровне.
Система социокультурной анимации начинает развиваться во Франции в 1960 — 1970-х годах, когда наметился экономический подъем общества.
Экономический подъем характеризовался, с одной стороны, интенсивной урбанизацией, появлением относительно недорогих жилищных комплексов, с другой — интенсивной миграцией.
Можно было наблюдать, как вокруг городов начинали формироваться «районы группы риска», где начинала процветать торговля наркотиками, намечался рост преступности, особенно среди безработной молодежи. В этой связи активизируется деятельность социальных аниматоров.
Их деятельность была направлена на социальное воспитание, предупреждение правонарушений, создание специальных центров для профилактической работы, открытие центров досуга для совместного доступного проведения свободного времени детей и подростков.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/7_189989_sotsialnaya-rabota-i-sistema-sotsialnoy-zashchiti-vo-frantsii.html