В 2019-2020 году систему обучения в России ждет ряд изменений.
Помимо того, что продолжают воплощаться в жизнь проекты по развитию образования, принятые еще в 2016 году, разрабатываются и новые образовательные стандарты.
Власти готовят законопроекты, призванные решить насущные проблемы. Среди всех новостей, можно выделить несколько главных, которые относятся к дошкольникам и школьникам.
Дошкольное образование в 2020 году
Для родителей дошкольников есть хорошая новость – благодаря реализации нацпроектов за последний год доступность образования для детей 3-6 лет повысилась до 99%.
В то же время, остаются регионы, в которых эти показатели остаются на уровне 60-90%, например, в Крыму и Бурятии. Поэтому в 2020 стоит задача решить эту проблему.
Будут строить новые садики, проводить ремонты в старых, закупать оборудование.
Ситуация с нехваткой мест в старших группах понемногу улучшается, но в яслях остается довольно большой дефицит. Госучреждения не могут принять около 30% детишек от 1,5 до 3 лет.
В связи с этим в Минпросвещения предлагают утвердить проект по выделению субсидий на создание бесплатных ясельных групп в частных садах.
Сейчас формируются списки организаций и индивидуальных предпринимателей из разных регионов РФ, которые смогут предоставить такие места.
Также 21.05 в Госдуму был внесен законопроект о денежной компенсации для детей 1-3 лет, которым не хватает места в садике.
В случае принятия закона, один из родителей таких малышей сможет получать соцпомощь в размере не меньше размера прожиточного минимума для несовершеннолетнего.
Это должно хотя бы частично компенсировать убытки, которые несут мамы/папы, вынужденные сидеть дома, чтобы осуществлять присмотр за своим чадом. Пока что законопроект находится на стадии рассмотрения, поэтому если его и примут, то не раньше, чем в 2020.
Улучшения должны произойти непосредственно в методиках обучения и воспитания малышей. По инициативе Министерства просвещения организовано исследование в сфере дошкольного образования, которое будут проводить 2 института РАО. По результатам этих исследований будут сформированы новые методические наработки для воспитателей на 2019-2020 год.
Школа в 2019-2020 году
Начиная с 2011 года школы начали работать по новым стандартам обучения ФГОС. За последние годы удалось оценить эту систему и выявить ее недостатки. На основании этих исследований недавно был разработан обновленный ФГОС, который, к тому же, выставили на общественную доработку.
С 28 марта по 28 апреля нынешнего года документы с образовательными стандартами были опубликованы на сайте preobra.ru, чтобы желающие могли предложить свои доработки и предложения по усовершенствованию программы.
В результате было собрано свыше 7 тыс. рекомендаций от специалистов со всей России.
Их должны будут рассмотреть в специальной комиссии, после чего будет обнародован окончательный вариант ФГОС, по которому школьники будут учиться в следующем учебному году.
На данный момент одной из основных проблем российских школ является слишком большая нагрузка. По оценкам экспертов, дети тратят на обучение около 47 часов в неделю (сюда входят непосредственно уроки, подготовка домашнего задания, репетиторство и внешкольные секции). Это очень много, учитывая, что взрослые работают по 40 часов.
Сейчас в нормативах указано, что на выполнение домашних заданий по всем предметам у младшеклассников должно уходить не больше 1,5-2 часа, а в первом классе их вообще быть не должно.
Но эти нормы соблюдать не получается, так как они не сопоставимы с объемом учебного материала.
В связи с этим соответствующим организациям было поручено пересмотреть новые ФГОС, чтобы установить соответствие нагрузок с возможностями детей разного возраста, и установить новые стандарты.
Какие еще есть новости о школьном образовании в 2020 году:
- ОГЭ для девятиклассников будет проходить в обновленном формате, по ФГОС. Экзамены будут в большей степени оценивать навыки ребенка, то есть его способность применить полученные знания на практике. Количество обязательных экзаменов остается то же, а вот дополнительных может стать больше – 4.
- Список обязательных экзаменов ЕГЭ тоже собираются расширить. К математике и русскому хотят прибавить историю, хотя соответствующий закон еще не составлен.
- Должны начать свою работу первые опорные школы РАН, целью которых является выявление талантливых ребят и подготовка специалистов в области науки и высоких технологий. В настоящее время отобрано 101 школа в 32 регионах.
- Проект по ранней профориентации учеников «Билет в будущее» в 2020 году планируют распространить по всем регионам РФ. Его запустили в 2018 для того, чтобы помочь детям понять с раннего возраста, кем они хотят стать и что для этого нужно. Проект оказался удачным – опросы показывают, что выпускники стали более осознано подходить к выбору карьеры.
- В соответствии с федеральной программой развития образования на 2019-2020 год, учителя пройдут курсы повышения квалификации. Помимо должности учитель появится должность «старший учитель» и «ведущий учитель», у каждого из которых будут свои определенные обязанности.
В ближайший год возможно появление нового вида социальной поддержки, которая будет направлена на помощь в подготовке к школе семьям с низкими доходами (в эту помощь входит, например, закупка необходимых принадлежностей).
Школьные столовые
В 2020 можно ожидать некоторые изменения в сфере питания:
- Во-первых, Путин отметил, что нужно расширить группу школьников, которые бесплатно кушают в столовых. Но до того, как реализовывать данный проект, власти каждого региона должны провести подсчеты, чтобы выяснить, какое количество детей реально включить в эту группу, а также сколько на это потребуется средств.
- Во-вторых, контроль за сферой питания школьников собираются перевести на губернаторский уровень. Сейчас его контролируют сами школы.
Также готовятся реформы, направленные на улучшение качества питания. По данным исследования, которое проводилось в 2017-2018 гг., двухразовыми обедами обеспечены только 65% школьников.
Помимо низкого охвата горячим питанием, есть проблемы в отсутствии единой программы – в некоторых столовых меню чересчур однообразное, нет нормативов по приготовлению блюд для учеников с особыми потребностями (аллергиков, диабетиков и т.д.).
Качество продуктов, как показали последние события, тоже оставляет желать лучшего.
Для решения насущных проблем Минпросвещения объявило конкурс на создание единой модели питания учеников. Подача заявок продолжится до 29 мая, после чего будет выбран лучший вариант, который и ляжет в основу новой системы питания.
(2
Источник: https://2020-god.com/novosti-obrazovaniya-v-2020-godu/
«Российские стандарты дошкольного образования – одни из лучших в мире»
Институт проблем образовательной политики «Эврика» при поддержке Россотрудничества проводит серию обучающих семинаров для специалистов в области дошкольного образования.
Образовательная программа является элементом апробации модели расширения присутствия русского языка в дошкольном образовании с практикой применения российских технологий дошкольного образования в обучении детей русскому языку в странах СНГ.
Обучение будет длиться пять дней, в его ходе более сотни воспитателей и директоров детских садов Узбекистана смогут прослушать теоретические блоки, погрузиться в деятельностные форматы групповой работы и получить методические материалы на основе российских педагогических технологий.
Из числа слушателей также будут отобраны педагоги, которые в дальнейшем смогут занять тьюторскую позицию по отношению к коллегам, внедряя новые методики обучения русскому языку в своих дошкольных организациях.
На открытии семинара с приветственным словом перед аудиторией выступил Кахрамон Олимов, представитель Министерства дошкольного образования Узбекистана. Он подчеркнул важность мероприятия с позиции возможностей роста профессиональных компетенций педагогов в обучении русскому языку.
Министерство дошкольного образования было выделено в качестве отдельной структуры около двух лет назад, основной его задачей было повышение охвата детей дошкольным образованием.
Сейчас в Узбекистане стремительно растет число детских садов. Их насчитывается более 10 тысяч. Открываются также сады с русскоязычными и смешанными группами, интерес к русскому языку со стороны родителей есть.
Растет и численность педагогических кадров дошкольного образования.
«В новые детские сады приходят воспитатели с высшим и средним специальным образованием. Мы понимаем, что для роста качества образования нужно развитие методических компетенций воспитателей, для нас это важно.
Поэтому такие практические семинары нужны, они поощряют профессиональный рост.
Узбекских педагогов всегда отличала ответственность, восточное воспитание – сдержанность, уважительность, и, конечно, у них высокая мотивация к обучению и получению новых знаний», – отметил представитель Министерства дошкольного образования Узбекистана.
Наталья Шадрина, заместитель директора Института проблем образовательной политики «Эврика», представила разработанную модель расширения присутствия русского языка в дошкольном образовании с практикой применения российских технологий дошкольного образования в обучении детей русскому языку в странах СНГ. Модель в том числе включает в себя образовательную программу подготовки тьюторов и обширные методические материалы по российским образовательным технологиям дошкольного образования.
Лектор рассказала узбекским педагогам о российском государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом в 2013 году.
Она остановилась на ключевых принципах, которые составляют основу концепции ФГОС ДО: самоценности детства, развитии личности, ведущей игровой деятельности, поддержке инициативы ребенка, групповой работе, развивающей предметно-пространственной среде и т.д.
«Наши новые стандарты дошкольного образования – одни из лучших в мире. Система образования сейчас разворачивается в сторону личностного взаимодействия с ребенком на принципах уважения, равенства, тактичного соблюдения границ», – считает Наталья Шадрина.
Жанна Сугак, доцент кафедры проектирующей психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, прочитала слушателям лекцию о возрастных особенностях развития детей раннего и дошкольного возраста, уделив особое внимание понятию возрастного кризиса. Эксперт подчеркнула, что «возрастные кризисы – это обязательное явление.
Проходя через кризис, ребенок качественно меняется, выходит на новый виток своего развития». Были описаны ключевые характеристики нескольких кризисов, которые ребенок проходит в возрасте от 0 до 7 лет.
Ясно представляя возрастные задачи ребенка на разных этапах развития, родители и педагоги могут помочь маленькому человеку пройти через необходимые кризисы и решить эти задачи.
Олег Поваляев, генеральный директор ООО «Научные развлечения», представил участникам семинара образовательные STEАM-технологии дошкольного образования на примере лаборатории «Академия Наураши».
Использование научной лаборатории, адаптированной для дошкольников и учеников начальной школы, развивает навыки программирования, конструирования, знакомит с принципами электроники, основами физики, химии, биологии, географии.
По мнению Олега Поваляева, важно не упустить старший дошкольный возраст детей, когда они максимально открыты новым знаниям и способны к творческому познанию мира.
Своим опытом практического внедрения STEАM-технологий на базе лаборатории «Академия Наураши» поделилась со слушателями Марина Куцый, заведующая детским садом № 30 г. Подольск Московской области.
В ходе семинара состоялась работа четырех проектных групп. Участники первой занимались проектированием игровых ситуаций под решение конкретных проблемных ситуаций, с которыми сталкиваются дети в детском саду. Педагоги из второй группы погрузились в методики полилингвального обучения, объединив в играх русский, узбекский и английский языки.
Участники третьей группы занимались решением задач на развитие мышления, а потом сами конструировали такие задачи для дошкольников на основе базовых принципов.
Педагоги из четвертой группы опробовали STEAM-технологии на практике – занимались конструированием и моделированием и оценивали потенциал подобных технологий в решении образовательных задач.
Серия семинаров «Эврики» в Ташкенте продлится до 9 ноября. При экспертном сопровождении педагоги займутся разработкой собственных мини-проектов, которые будут базироваться на российских образовательных технологиях и ключевых принципах ФГОС ДО.
Источник: https://vogazeta.ru/articles/2019/11/6/international/10263-rossiyskie_novye_standarty_doshkolnogo_obrazovaniya__odni_iz_luchshih_v_mire
Образование в Узбекистане
Содержание
- Дошкольное
- Среднее
- Высшее
Узбекистан гарантирует своим жителям получение бесплатного среднего образования. В 90-е годы ХХ столетия обязательными были только 9 классов школы. Нынешняя система обучения, регулируемая законом об образовании и «Национальной программой по подготовке кадров», предусматривает последующее трехлетнее образование — профессионально-техническое в колледжах либо академическое в лицеях.
Дошкольное
- воспитать здоровое и развитое подрастающее поколение;
- пробудить у малышей тягу к обретению знаний;
- раскрыть способности каждого ребенка;
- подготовить дошкольников к систематическому педагогическому процессу.
В Узбекистане система дошкольного образования реализует программы всевозможной направленности, предусматривающие уход, тщательный присмотр, воспитание и активное оздоровление детей от 2 до 7 лет.
Типы заведений дошкольного образования по направленности:
- Ясли, ясли-сад, детский садик и домашний детский сад как самодостаточное учреждение либо филиал.
- Заведение дошкольного воспитания с функциями начального обучения — детский садик-школа.
- Узкопрофильная учебная дошкольная организация с определенным приоритетом: язык, спорт, художественно-эстетическое развитие и другое.
- Детский садик, работающий по компенсирующим методикам, направленным на оказание квалифицированной корректирующей помощи воспитанникам с незначительными отклонениями в психологическом или физическом развитии.
- Учреждение для восстановления организма ослабленных детей с присмотром, включающим выполнение процедур профилактического, гигиенического и оздоровительного характера.
- Комбинированный садик — набирает группы общеразвивающего, компенсирующего и оздоровительного профиля в различном сочетании.
Среднее
- начальное — с 1 по 4 класс;
- общее среднее — с 1 по 9 класс.
Начальное обучение призвано формировать основы грамотности, навыков и знаний, необходимых для дальнейшей учебы. На следующем этапе молодые люди получают больший объем информации, развивают самостоятельное мышление, организаторские способности, приобретают практический опыт, способствующий первоначальной профессиональной ориентации.
В Узбекистане существует два вида бесплатного среднего образования — специальное и профессиональное. Первое поучают в академических лицеях, второе — в колледжах. Юноши и девушки после окончания 9 классов добровольно избирают вид учреждения: каждое из них дает образование, которое является основой для будущей работы или продолжения обучения в высшей школе.
Высшее
В вузовскую систему входят:
- Высшие учебные заведения, реализующие академические и профессиональные программы по стандартам государства независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
- Научные и педагогические учреждения, осуществляющие исследовательскую работу, нужную для развития вузов.
- Органы госуправления образованием, подчиненные им предприятия и заведения.
В системе образования Узбекистана предусмотрены две ступени аттестации:
- Бакалавриат — базовое высшее образование, дающее основные умения и достаточные знания по разным направлениям. Длительность обучения не меньше 4 лет. По окончании программы государственная комиссия присуждает выпускникам квалификацию «бакалавр» соответственно профилю подготовки и выдает диплом установленного образца.
- Магистратура — высшее образование, предполагающее освоение прикладных и фундаментальных теоретических знаний по выбранной специальности. Срок учебы — не менее 2 лет. Доступ к обучению в магистратуре имеют бакалавры, отобранные по конкурсу. По окончании выпускники получают диплом и степень магистра по определенной специальности.
Дипломы обеих степеней дают возможность их обладателям заняться профессиональной деятельностью или продолжить обучение в других образовательных заведениях.
В Узбекистане функционируют три типа организаций высшего образования:
- университет — предлагает программы высшего образования или послевузовской подготовки по самому широкому спектру специальностей;
- академия — занимается реализацией педагогических программ высшего и постинститутского образования по отдельным научным отраслям и направлениям;
- институт — работает в области реализации учебных программ высшего образования и послевузовской подготовки по определенным направлениям и уровням в границах конкретной отрасли знания.
Отзывы и обсуждения
Источник: https://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/uzbekistan.html
Образование Узбекистана: на пути к прогрессу
В последние годы заметно ощущаются проводимые реформы в сфере образования. Прежде имевшиеся в учебных заведениях недостатки тормозили процесс подготовки квалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям.
Немалая часть детских садов, школ, колледжей и лицеев республики пребывала в непригодном для учебного процесса состоянии, а такие проблемы, как переполненность классов, дефицит учебников и педагогов, оставались обычным явлением.
Начало изменениям в лучшую сторону положили инициативы главы государства по совершенствованию сферы, в том числе ряд документов, направленных на ее коренное реформирование.
В Указе Президента «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года определен ряд задач по развитию социальной сферы, в том числе образования.
В документе предусмотрены работы по укреплению и совершенствованию материально-технической базы учреждений, намечено строительство новых, а также проведение реконструкции и капитального ремонта существующих, оснащение их современным учебным и лабораторным оборудованием, компьютерной техникой и методическими пособиями.
Первый шаг к получению знаний
Совершенствование деятельности дошкольных образовательных учреждений обозначено Президентом одним из приоритетных направлений государственной политики. Широкие преобразования в сфере начались с появлением профильного министерства в сентябре 2017-го.
С момента образования МДО произошел ряд крупных изменений, одно из главных достижений — увеличение сети государственных и частных ДОУ. Сейчас в стране успешно ведут деятельность более 7100 детских садов. Существенно вырос процент охвата детей системой дошкольного образования.
На конец 2018-го более 900 тысяч мальчиков и девочек от трех до семи лет посещали детсады, что составляет 37,7 процента от общего количества ребят соответствующего возраста.
Совместно с международными экспертами ЮНИСЕФ на основе лучших зарубежных практик и опыта Южной Кореи разработаны и утверждены Государственные требования к развитию детей раннего и дошкольного возраста и Государственная учебная программа дошкольного образовательного учреждения «Илк кадам» («Первый шаг»). Последняя уже внедряется во всех ДОУ страны. Основная ее особенность в том, что каждый детский сад имеет право разрабатывать и применять также свои программы.
При этом нельзя не отметить, что ранее, до старта реформ, количество дошкольных образовательных учреждений сократилось более чем на 45 процентов. Такие данные приводит МДО.
Как оказалось, сокращение сильнее всего коснулось районов с высоким уровнем рождаемости.
На сегодня более 55 процентов всех ДОУ Узбекистана приходится на пять регионов — город Ташкент (14,8), Ферганскую (12,6), Ташкентскую (9,8), Наманганскую (9) и Самаркандскую (8,9 процента) области.
Все еще сохраняется ряд системных проблем и недостатков, сдерживающих успешное проведение государственной политики в сфере, в числе которых: недостаточное число ДОУ для обеспечения полного охвата детей; низкий уровень развития дошкольного образования в сельской местности; ненадлежащее материально-техническое состояние детсадов; недостаточная их укомплектованность квалифицированными педагогическими кадрами; качество медицинского обслуживания и подготовка медицинских работников не в полной мере отвечают современным требованиям.
Для решения этих проблем 8 мая этого года Президент подписал постановление «Об утверждении Концепции развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года». Документ станет основанием для разработки программ и комплексов мер, направленных на модернизацию сферы.
Концепция предусматривает устранение нехватки квалифицированных педагогических кадров, улучшение материально-технического состояния и обеспеченности учебно-методическими материалами государственных ДОУ. Впервые устанавливаются четкие целевые показатели, обеспечивающие измеримость достигнутых результатов.
В частности, поставлена задача повысить к 2030 году охват детей дошкольным образованием с 38,1 процента до 80,8.
Также МДО продолжит наращивать мощности образовательных учреждений: к 2021 году количество мест вырастет на 56,8 процента (к 2030 году — на 132,3) за счет открытия новых ДОУ, а также развития государственно-частного партнерства и альтернативных форм дошкольного образования, актуальных для отдаленных районов республики.
Фото Музаффара Абдуллаева.
Особое внимание в ближайшие годы будет уделено педагогическим и управленческим кадрам. Работа станет вестись по двум направлениям: увеличение количества наставников и внедрение новых подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, отбору и развитию работников.
Школы: инновационный подход
Долгое время в Узбекистане действовала двухступенчатая система основного среднего образования: девять лет в школе плюс три года в лицее или колледже. Все изменилось в июле 2017-го. С инициативой вернуть 11-летку тогда выступил Президент.
Во время посещения столичной школы № 78 глава государства поручил в качестве эксперимента организовать в этом учебном заведении 11-летнее общее образование, чтобы на основе результатов принять решение о реформировании всей системы.
Опыт оказался успешным, и решение вернуть 10-11-е классы не заставило себя ждать. Глава государства отметил, что в старших классах дети формируются как личности, сплачиваются и что именно в этот период их нельзя отлучать от привычной среды.
Поэтому было необходимо обеспечить непрерывность образовательного процесса, усовершенствовать учебные программы.
Почему же 9-летняя система школьного образования не оправдала себя? Во-первых, как признаются педагоги, огромную роль здесь играет психологический фактор. В 15-16 лет, когда учащиеся оканчивают 9-й класс, тяжело принять полноценное решение касаемо профессионального будущего.
В этом возрасте юноши и девушки особенно подвержены влиянию извне. Вследствие этого именно в колледжах и лицеях наблюдается наибольшее число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними. Во-вторых, школьное образование более комплексное и стабильное.
Учащийся продолжает обучаться по той системе, с которой ознакомился еще в начальных классах.
Развитие интеллектуального и творческого потенциала молодежи, а также создание необходимых условий для ее поддержки и стимулирования являются одними из важнейших направлений государственной политики.
Исходя из этого 20 февраля этого года лидер Узбекистана подписал постановление «О мерах по образованию Президентских школ». В новых образовательных учреждениях будут заниматься одаренные дети, прошедшие конкурсный отбор. Они начнут работу уже с этой осени.
Первые появятся в четырех городах республики — Ташкенте, Нукусе, Намангане и Хиве. В школах будет действовать система образования STEAМ.
Эти дисциплины — математика, физика, химия, биология, информатика, дизайн и технология, искусство — уже начиная с пятого класса станут преподавать на английском. STEAM предполагает исследовательский подход к предметам, много практических заданий и проектов.
29 апреля глава государства подписал Указ «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года».
Основными направлениями определены следующие пункты: вхождение к 2030 году в число 30 передовых стран мира по рейтингу оценки образовательных достижений учащихся PISA («The Programme for International Student Assessment»); качественное обновление содержания системы непрерывного образования, а также подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессиональных кадров; совершенствование методики преподавания; внедрение современных информационно-коммуникационных технологий и инновационных проектов; расширение конкурентной среды за счет развития государственно-частного партнерства и многое другое. Кроме того, в рамках Концепции будут внедрены новые образовательные стандарты и программы общего среднего образования, отвечающие требованиям современной инновационной экономики, с учетом STEAM-дисциплин.
На уровне мировых стандартов
Сегодня перед нашей страной стоят важные задачи по улучшению системы образования как главного фактора развития республики, устойчивого роста экономики и обеспечения занятости населения.
Импульсом к реформированию системы подготовки дипломированных кадров на уровне международных стандартов стало принятое Президентом постановление «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017-го.
Вместе с документом утверждена Программа комплексного развития системы высшего образования на период 2017-2021 годы. Она включает в себя ряд мер, нацеленных на укрепление и модернизацию материально-технической базы вузов, оснащение их современным лабораторным оборудованием и средствами ИКТ.
Реформы в сфере реализуются в сотрудничестве со многими крупными международными организациями и проектами, среди которых «Erasmus+» (программа Европейского Союза), JICA (Японское агентство международного сотрудничества), KOICA (Корейское агентство международного сотрудничества) и другие.
За последние годы возросло число новых высших образовательных учреждений. Многие из них — филиалы зарубежных. Достигнуты договоренности о сотрудничестве с рядом крупных вузов планеты, которые намерены содействовать Узбекистану в деле подготовки кадров.
Например, образованы Пучонский университет в Ташкенте, филиал индийского Университета Амити, специализирующийся на подготовке ИТ-специалистов, филиал Технического института Ёджу. Увеличены квоты по направлениям бакалавриата и магистратуры.
Открыты заочная и вечерняя формы обучения.
Существенные изменения коснулись порядка зачисления студентов в высшие образовательные учреждения страны. Одно из главных нововведений — изменение процедуры и сроков проведения вступительных тестовых испытаний, что позволило сделать их более упорядоченными и прозрачными.
Также уже с этого года абитуриенты могли подавать документы не напрямую в вузы, а через центры государственных услуг. Кроме того, ребята получили право выбрать до трех направлений бакалавриата с одинаковым блоком предметов, по которым проводятся испытания. Пройдя экзамен, абитуриенты прежде были вынуждены ждать результатов неделями.
Теперь же у них есть возможность узнать набранные баллы уже на следующий день — их опубликуют на сайте Государственного центра тестирования.
Как неоднократно заявлял лидер Узбекистана, именно наука должна стать точкой опоры развития всего государства. Для достижения высоких экономических показателей главную роль играют квалифицированные специалисты, подготовке которых со стороны руководства страны сегодня уделяется особое внимание.
Так, в соответствии с постановлениями Президента заметно повышены размеры базовых должностных окладов педагогов школ и вузов, руководящих и научных работников научно-исследовательских учреждений, участвующих в реализации фундаментальных, прикладных исследований и инновационных работ.
Такое внимание со стороны руководства страны отражает стремление укрепить кадровый потенциал Узбекистана, вернуть сферам образования и науки былой статус и престиж.
Евгения Юн.«Правда Востока».
Источник: https://www.pv.uz/ru/newspapers/obrazovanie-uzbekistana-na-puti-k-progressu
Принята Концепция развития системы дошкольного образования Узбекистана
Концепция является беспрецедентной: впервые в подобном документе устанавливаются четкие целевые показатели.
МДО
8 мая подписано постановление «Об утверждении Концепции развития системы дошкольного образования РУз до 2030 года». Концепция определила цели, задачи, приоритеты и этапы развития дошкольного образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу, сообщает пресс-служба Министерства дошкольного образования.
Так, документ предусматривает решение проблем нехватки квалифицированных педагогических кадров, перегруженности государственных ДОУ, ненадлежащего материально-технического состояния и низкого процента обеспеченности учебно-методическими материалами государственных ДОУ.
«Принятая Концепция является беспрецедентной: впервые в подобном документе устанавливаются четкие целевые показатели, обеспечивающие измеримость достигнутых результатов. В частности, поставлена задача повысить к 2030 году охват детей дошкольным образованием с текущих 38,1% до 80,8%.
Также МДО продолжит наращивать мощности образовательных учреждений: к 2021 году количество мест вырастет на 56,8% (к 2030 г.
— на 132,3%) за счет открытия новых ДОУ, а также развития ГЧП и альтернативных форм дошкольного образования, актуальных для отдаленных районов республики», — сказала начальник главного управления организации деятельности дошкольных учреждений и стратегического развития Елена Тен.
Кроме того, особое внимание будет уделено педагогическим и управленческим кадрам. Так, работа будет вестись по двум направлениям: увеличение количества педагогов и внедрение новых подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, отбору и развитию работников.
- Согласно принятой Концепции приоритетными направлениями развития системы дошкольного образования до 2030 года будут:
- — дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы;
- — создание условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста;
- — повышение охвата, обеспечение равноправного доступа детей к качественному дошкольному образованию, развитие государственно-частного партнерства;
- — внедрение инноваций, передовых педагогических и информационно-коммуникационных технологий;
- — совершенствование системы управления дошкольным образованием, обеспечение прозрачности и эффективности финансирования;
- — внедрение новых подходов к отбору и развитию кадров);
- — обеспечение детей здоровым и сбалансированным питанием, качественным медицинским уходом в ДОУ.
Реализация концепции будет происходить поэтапно. Ежегодно до 1 декабря Министерство дошкольного образования на основе изучения итогов уходящего года будет разрабатывать и вносить на утверждение в Кабмин проект «Дорожной карты» на следующий год.
Источник: https://uznews.uz/article/15056
Развитие школьного образования должно стать всенародным движением
Развитие школьного образования должно стать всенародным движением
Ташкент, Узбекистан (UzDaily.uz) – Под председательством Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева 23 августа состоялось видеоселекторное совещание по вопросам развития системы народного образования, повышения квалификации педагогов и их авторитета в обществе, духовно-нравственного воспитания молодого поколения.
Глава государства с первых дней своей деятельности на посту Президента уделяет особое внимание вопросам подготовки современных креативно мыслящих кадров, воспитания молодежи патриотичными и обладающими высокой духовностью личностями, а также совершенствования системы образования для достижения этих целей.
Говоря о принимаемых в нашей стране мерах по реформированию системы школьного образования, стоящих в этой сфере актуальных задачах, Президент особо отметил слова Махмудходжи Бехбуди: “Школа – самая великая в мире обитель”, и подробно остановился на сути и значимости обсуждаемого вопроса.
Действительно, исторический опыт развитых государств показывает, что направленные на изменение жизни общества реформы начинались прежде всего с модернизации системы образования, детских садов, школ, сферы воспитания в целом. Ибо, без изменения школ невозможно изменить человека, общество. А школа является фундаментом образования и воспитания, и учители составляют его краеугольный камень.
Как известно, в сложные годы переходного периода духовно-просветительская среда в школах оказалась уязвимой, снизились авторитет и престиж учительской профессии, ослабло внимание воспитанию педагогов новой формации, развитию педагогической науки, внедрению инновационных образовательных технологий, что привело к возникновению ряда серьезных проблем.
В последние годы осуществляются масштабные реформы по эффективному решению этих проблем, кардинальному совершенствованию системы подготовки кадров. В частности, по системе народного образования были приняты 6 указов и постановлений Президента, 21 постановление Кабинета Министров, были укреплены нормативно-правовые основы реформ в сфере.
С учетом пожеланий родителей и широкой общественности была восстановлена система 11-летнего школьного образования. За последние три года построено 157 новых общеобразовательных школ.
Организованы школы нового типа, в том числе школы для одаренных детей, названные в честь великих ученых Мирзо Улугбека и Мухаммада аль-Хорезми, творческие школы имени Хамида Алимджана и Зульфии, Эркина Вахидова, Абдуллы Арипова, Ибрайима Юсупова, Исхокхона Ибрата, Мухаммада Юсуфа, Халимы Худойбердыевой, школы “Темурбеклар мактаби”, Президентские и частные школы, что расширило доступ детей к образованию.
С учетом важного значения участия мужчин в эффективном осуществлении учебно-воспитательной деятельности, в результате принятых конкретных мер в школы вернулись 12 тысяч 871 учитель-мужчина.
Широкая работа ведется и по стимулированию труда педагогов. За последние три года размер заработной платы учителей был увеличен в среднем в 2,5 раза.
Определены четкие критерии стимулирования труда педагогов, работающих в отдаленных районах, им выплачиваются надбавки в размере до 50 процентов.
Это позволило привлечь более тысячи учителей в отдаленные местности, в которых ощущалась нехватка таких специалистов. Учителям, продолжающим работать в пенсионном возрасте, пенсия выплачивается в полном размере.
«Мы видим в наших учителях, самоотверженных директорах школ, ветеранах сферы опору и надежду страны, – сказал Президент. – Мы и далее не будем жалеть средств и возможностей ради развития школьной системы. Судьба будущего поколения, судьба всей нашей нации, народа, государства зависят от наших уважаемых учителей».
- На совещании подвергнут критике тот факт, что в системе образования, несмотря на позитивные изменения, сохраняются системные проблемы, материально-техническая база школ, уровень знаний и квалификации педагогических работников не соответствуют требованиям времени.
- Указано на необходимость создания современной и разумной системы в сфере образования и воспитания, обновления методов обучения и образовательных стандартов, учебников и пособий, важность использования передового зарубежного опыта в преподавании, а в процессе воспитания – опираться на национальные традиции и ценности.
- Глава государства подчеркнул актуальное значение формирования национальной идеи, основанной на принципе “От национального возрождения – к национальному процветанию”, разработки ее глубоко продуманных идеологических основ, а также воспитания молодого поколения в духе национальной гордости и патриотизма с самого детства.
- Акцентировано внимание на необходимости участия родителей, широкой общественности для исправления недостатков в школах, контроля за качеством обучения.
«Школа – вопрос жизни и смерти, нашего будущего. Государство, правительство и хокимы не могут решить этот вопрос в одиночку. Это должно стать делом и долгом всего общества», сказал Шавкат Мирзиёев.
На совещании глубоко проанализированы вопросы коренного совершенствования системы народного образования, комплексного решения проблем, обсуждены предстоящие задачи.
Указом Президента Республики Узбекистан от 29 апреля текущего года была утверждена Концепция развития системы народного образования до 2030 года. В ней определены конкретные механизмы достижения 48 целевых показателей.
- К примеру, поставлена цель вхождения Узбекистана к 2030 году в ряд первых 30 ведущих стран мира по рейтингу программы оценки учащихся международного уровня PISA.
- Глава государства уделил особое внимание вопросам повышения статуса и авторитета учителей, укрепления гарантий их прав и расширения льгот для них.
- «Без материального стимулирования учителей, без повышения качества их жизни, о реформах, каких-либо результатах и речи быть не может», отметил он.
Кабинету Министров, министерствам финансов и народного образования дано указание по увеличению размера заработной платы работников сферы народного образования в 2020 году.
Помимо этого, отмечалось на совещании, предусмотрено выделение учителям жилья и автокредитов для дальнейшего стимулирования их работы в отдаленных сельских школах. Работа в этом направлении будет последовательно продолжена.
Учителя и наставники, в свою очередь, должны поддерживать престиж своей профессии, постоянно повышая свои знания и профессиональный уровень, активно участвуя в общественных делах, своим добросовестным трудом и инициативностью.
Функционируют Ташкентский государственный педагогический университет имени Низами, 6 педагогических институтов в регионах.
Есть Республиканский центр образования, Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования имени Абдуллы Авлони, институты повышения квалификации учителей в областях.
Однако, к сожалению, их участие в совершенствовании учебно-воспитательного процесса, повышении знаний и уровня учителей не заметна.
В связи с этим на совещании поставлена задача критически изучить и усовершенствовать деятельность педагогических вузов, превратить их в престижные образовательные учреждения, систематически воспитывать молодежь, стремящуюся овладеть педагогическими специальностями.
Отмечалась необходимость организации духовно-воспитательной работы в школах по новой системе, введения единого предмета “Воспитание” на основе объединения таких предметов, как “Национальная идея”, “Одобнома”, “История религий”, “Чувство Родины”. Подчеркнута важность присвоения школам имен выдающихся ученых, государственных и политических деятелей, известных полководцев нашего народа.
Отдельное внимание уделено и вопросам семейного воспитания, ответственности родителей и их сотрудничества с учителями.
Даны рекомендации по созданию художественных и документальных фильмов, спектаклей и видеороликов о школьной жизни, труде самоотверженных педагогов.
«Нам следует гармонично развивать материальную и духовную жизнь. Главным звеном в этом деле призвана быть школа. Развитие школьного образования должно стать великой общенациональной целью, всенародным движением», отметил Шавкат Мирзиёев.
Участвовавшие в совещании руководители и ответственные лица, опытные учители, представители интеллигенции и активисты махалли высказали свои мнения и предложения по обсужденным вопросам.
Источник: https://uzdaily.uz/ru/post/45678
В узбекистане базовый учебный план общеобразовательных школ намерены сократить на 10%
В сетях был опубликован документ о базовом учебном плане общеобразовательных школ на 2019-2020 учебные год, который предусматривает снижение количество часов на некоторые предметы. На базе данных этого документа некоторые авторы книг и педагоги опубликовали статьи, о том почему нельзя сокращать количество часов тех или иных предметов.
Министерство народного образования Узбекистана заявило, что базовый учебный план общеобразовательных школ на 2019-2020 учебный год еще не утвержден.
На данный момент МНО работает над осуществлением многих инициатив, направленных на совершенствования системы школьного образования.
Некоторые из проектов инициированы экспертами, а некоторые государственными органами, курирующие вопросы финансирования и других сфер.
Одна из таких инициатив утверждена постановлением президента «О мерах по поднятию на качественно новый уровень системы духовно-нравственного и физически гармоничного воспитания молодежи, ее обучения и воспитания».
Согласно пункту 18 данного постановления, Министерство народного образования, Министерство финансов и Государственная инспекция по надзору за качеством образования при Кабинете Министров должны пересмотреть базовый учебный план общеобразовательных школ и разработать предложения по его сокращению на 10% начиная с 2019-2020 учебного года, а также по бесплатной переподготовке специалистов, часы которых были сокращены, на другие более востребованные предметы. Предложения нужно внести до 1 августа 2019 года.
Сейчас соответствующие ведомства начинают работу по подготовке предложений по исполнению пункта 18 вышесказанного постановления президента.
«В ходе данного процесса безусловно будут проанализированы все предметы на их соответствия к современным требованиям, что также приведет к обновлению учебников.
Основной целю пересмотра учебного плана – улучшения качества образования через предоставления знаний и навыков, которые помогут выпускникам найти свой путь в жизни и стать успешными людьми.
Решение об учебной программе должно приниматься с учетом интересов страны и детей, а не с точки зрения интересов отдельных людей», — говорится в сообщении МНО.
Министерство народного образования призывает всех заинтересованных лиц не делать преждевременных выводов, а внести свой вклад в создании качественного учебного плана и учебников через участия в обсуждениях этих и других вопросов в сфере народного образования.
Отмечается, что в ходе обсуждений специалисты подготовят несколько сценарий по реформатированию учебного плана на базе принятых государственных образовательных стандартов. Проекты финальных сценариев будут опубликованы для обсуждения.
Сейчас все желающие могут принять участие в обсуждение существующих учебников, оставив свои рекомендации и предложения на портале www.eduportal.uz.
Источник: https://kun.uz/ru/news/2018/12/11/v-uzbekistane-bazovyj-ucebnyj-plan-obseobrazovatelnyh-skol-namereny-sokratit-na-10
Школы Узбекистана: второгодники, пренебрежение к учителям и штрафы для родителей
Узбекистан, Ташкент — АН Podrobno.uz. Система народного образования Узбекистана претерпевает существенные преобразования.
Внедряется обязательное одиннадцатилетнее образование, возвращаются Учебно-производственные комплексы, отдельным предметом вводится профориентация, вводится новый предмет «Основы предпринимательства», в образовательный процесс внедряются новые инновационные методы обучения, ИКТ-технологии, новые предметы и новые учебники.
Один из ведущих экспертов в отрасли Мирякуб Хайдаров разбирался, куда идет отечественное образование и ту ли дорогу оно выбрало.
Реализация программных задач Года поддержки активного предпринимательства, инновационных идей и технологий — диктует необходимость системного подхода к широкому комплексу осуществляемых преобразований в народном образовании. Системный подход в образования предусматривает применение в сочетании двух ключевых принципов образования: преемственности (непрерывности) и дискретности образования.
Вопросам обеспечения преемственности и непрерывности в системе образования уделяется первостепенное значение.
Реформы в системе образования, начатые с принятием 29 августа 1997 года Национальной программы подготовки кадров в Узбекистане охватывают дошкольное образование, общее среднее образование, среднее техническое, профессиональное образование, высшее образование, послевузовское образование, повышение квалификации и переподготовку кадров, а также внешкольное образование. То есть каждый этап является продолжением предыдущего.
Что касается реализации принципа дискретности образования – то многое вопросы остаются открытыми. Дискретность в контексте системы образования подразумевает завершенность определенного этапа обучения.
Этап обучения для каждого учащегося можно считать завершенным, если этот учащийся овладел знаниями и навыками в соответствии с установленными Государственными образовательными стандартами. А если не овладел? Можно ли ему разрешить продолжить обучение на следующем этапе?
Если нарушать принцип дискретности (завершенности этапа), будет нарушаться и принцип преемственности и непрерывности, то есть вся система образования начинает давать сбой. Дискретность в образовании – важнейший принцип, который предусматривает гарантированное освоение учебной программы, с отсевом не успевающих учащихся.
В бывшем Советском Союзе начиная с 70х годов система отсева неуспевающих учеников на второй год постепенно была сведена на нет. То есть нередко, в следующий класс переводились ученики, чьи знания не соответствовали требования государственного образовательного стандарта.
Выпускники, имеющие аттестат зрелости, не подкрепленные соответствующими знаниями и навыками, — этот феномен влечет искажение общественных ценностей. Представляется, что большинство стран СНГ – сохранили этот недуг.
Болезнь развилась настолько, что поразила практически все аспекты общественной жизни.
В Узбекистане практика оставлять на второй год внедрялась в систему профессионального образования – в колледжах. Однако, в школах на второй год не оставляют.
Можно ли в этой связи говорить о соблюдении системности образования? Человек, не получивший должных знаний и навыков в положенное время — становится ущербным для общества. Самый главный навык – умение овладевать знаниями.
Без него нельзя говорить о преемственности и непрерывности образования.
Деградация образования влечет деградацию культуры в целом. Не все родители начинают благожелательно относиться к учебе детей. Они могут сказать: «Не слушай учителя, меня слушай. Нечего делать уроки, смотри за скотиной или занимайся огородом. Да, что нам даст твоё образование?». Если учителя ставят их детям низкие оценки, они возмущаются.
В системе искаженных ценностей, директора школ вынуждены поддерживать родителей. Требуют от учителей не портить отношения с родителями и «не портить показатели» по успеваемости. Под таким прессингом учителя вынуждены врать, родителям, обществу, государству, что дети получили образование, соответствующее образовательным стандартам.
Если ученику, чьи знания не соответствуют государственным образовательным стандартам, ставят позитивную отметку и переводят на следующий этап обучения, в следующий класс – как он реагирует на такое положение? Для учащегося ребенка, подростка школа — это олицетворение общества, государства.
И если в этом обществе принято называть вещи «не своими именами», если идет подлог, незаслуженная отметка, значит, в этом обществе можно врать? Если изначальная социализация в школе прошла по такому «лекалу», то будущем можно не только врать, но и брать взятки, заниматься казнокрадством …
Роль школы в современном обществе невозможно переоценить. В школах, прежде всего, происходит «социализация» личности. Происходит адаптация личности к обществу, в котором ему предстоит жить.
В системе школьного образования наиболее актуальным представляется востановление системы отсева неуспевающих учеников с оставлением их на второй год.
Какой бы не была нагрузка на государственный бюджет в связи с повторным обучением учащихся, чьи знания и навыки не отвечают образовательным стандартам, — решение этой проблемы необходимо признать в качестве важнейшей социальной и экономической задачи.
Чтобы преодолеть пренебрежительное отношение родителей к школьным учителям, необходимо всемерно развивать уважительное отношение к школам и школьным учителям. Можно ли разработать систему законодательного и общественного (с привлечением институтов гражданского общества профильных ННО) контроля за обеспечением полномочий преподавателей?
В стране — обязательное среднее образование. А чье это обязательство? Правительства? Министерства народного образования? Олий мажлиса? В наименьшей мере общество рассматривает обязательства родителей.
Может наступило время обеспечить контроль за ответственностью родителей по выполнению Закона об обязательности среднего образования. Не наличия Аттестата, а именно образования.
Будет ли целесообразным разработать положение, в соответствии с которым, если родители не добросовестно относятся к выполнению этого закона, привлекать их к административной и иной видам ответственнсти.
Целесообразно изучить вопрос обязательности оплаты обучения ученика оставленного на второй год, хотя бы частично, его семьей.
В Конституции страны предусмотрено бесплатное обучение. Это общее правило.
Должно ли оно охватывать повторное обучение, повторные расходы из бюджета из-за нерадивости семьи ученика? Этот вопрос не может иметь однозначного ответа.
Вопрос оплаты повторного обучения должна рассматривать специальна комиссия, принимая во внимание способности самого ученика, добросовестность семьи в выполнении требования закона, ее материальное положение и другие факторы.
Внедрение этих правил достаточно сложный и трудоёмкий процесс, требующий не просто усилий, но определенного времени, соблюдения этапов.
Достаточно много лиц не воспринимающих важность такой меры, как необходимое условие развития общества и страны, обеспечения ее конкурентоспособности.
Как было отмечено в послании к Парламенту страны: “Самое важное, в экономической политике критически пересмотрен такой неприемлемый метод, как гонка за нереальными цифрами, стремление выдать за действительность утопические планы». Распространение этих тенденций на социальную сферу, на систему образования непременно даст свои позитивные результаты.
Присоединяйтесь к группе «Новости Узбекистана» в «Одноклассниках» и будьте в курсе самых последних новостей и событий.
Источник: https://www.podrobno.uz/cat/obchestvo/shkoly-uzbekistana-vtorogodniki-prenebrezhenie/