Даты тура с 9 по 20 июля 2019 года.
О чем речь?
Что мы знаем про тибетский буддизм? Тибетский буддизм — это религия, это философия, это наука, которая описывает законы, по которым живет наша душа, невидимая, но самая важная часть нашего Я. Тибетский буддизм — это культура и сама жизнь тибетского народа, его традиции и каждодневный образ жизни.
Это — тибетская медицина, которая в силу глубокого и комплексного подхода к организму человека, успешно лечит многие из тех болезней, перед которыми отступает современная медицина. Это законы кармы, законы причины и следствия, а значит и ответы на вопросы, что и почему происходит в нашей жизни.
Это ответы на простые человеческие вопросы — что такое счастье, и как стать по-настоящему счастливым. Как изменить себя и свою жизнь.
Это так популярные у нас йога, медитация, дыхательные упражнения и еще много-много всего, что составляет разные аспекты жизни целого народа, живущего в самом сердце Гималаев — месте, которое не случайно считается духовным центром мира, где тысячи и миллионы людей искали, ищут и самое главное находят собственную Шангри-Ла.
- Этот тур, эту уникальную программу мы сделали для всех тех, кто хочет сам лично познакомиться с этой уникальной культурой и религией, не просто узнать, но прочувствовать и пропустить её через себя.
- Мотивация у каждого человека может быть собственной, для кого-то это желание узнать новое, познакомиться с совсем другой культурой, для кого-то это возможность решить проблемы со здоровьем, возможность найти ответы на собственные вопросы или узнать, как сделать свою собственную жизнь более счастливой и гармоничной.
- Причин может быть много, но почему бы вы не решили поехать, в ходе путешествия вы сможете взять от поездки именно то, что нужно лично вам.
Главное отличие тура от других программ
В чем главное отличие этого тура от большинства экскурсионных и туристических программ? Буддизм, и все самое важное, что он может дать людям, невозможно увидеть и понять головой, самое важное, всегда лежит за гранью понимания, в области собственного опыта. Собственно, это справедливо не только по отношению к буддизму.
Мы можем прочитать множество книг, собрать массу информации, посмотреть миллионы фильмов и фотографий, но все они на заменят нам собственных чувств, собственных ощущений и собственного живого опыта восприятия.
Именно поэтому в данной поездке главный акцент сделан именно на собственном практическом опыте восприятия тибетской культуры и религии.
Что это означает на практике. Это значит, что наш тур будет включать следующие составляющие, которые позволят не просто увидеть, но прикоснуться и пропустить все увиденное через себя.
— Курс из 5 занятий йогой от лучших мастеров, доступных в Дхарамсале. Ежедневно три часа практики работы с собственным телом и дыханием, контроль внутренней энергии и сознания, опыт релаксации — все это даст глубокое погружение в собственное я, переключение с сознательного на чувственное восприятие мира.
Не случайно, физические занятия йогой всегда были и остаются необходимой базой для занятий медитацией и дальнейших духовных практик.
Прохождение курса, как минимум, позволит вам по-новому посмотреть на свое тело, узнать его, научиться контролировать многие процессы, откроет новые чувства, и при желании вы сможете продолжить дальнейшие занятия самостоятельно или подобрать учителя у себя дома.
— Обучение и постоянная практика медитации. Мы познакомимся с несколькими техниками, используемыми буддийскими монахами в своей медитативной практике.
И будем практиковать медитацию в уникальных местах — местах, в которых сама атмосфера помогает более глубокой и осмысленной практике — в буддийских монастырях, резиденции Далай Ламы, пещере, в которой медитировал сам гуру Падмасамбхава перед тем, как покинул Индию и отправился в Тибет.
— Мы пройдем диагностику и курс лечения у лучших врачей тибетской медицины. В моей практике были конкретные случаи, когда человек многие годы безуспешно лечил один орган, тогда как корень болезни находился в другом месте. И именно врачи Мен-Тси-Ханга смогли определить причину и, воздействуя на причину болезни, легко справиться с ней.
В рамках поездки мы сможем пройти диагностику, получить лекарства на время пребывания в Индии, после чего мы еще раз посетим врача, оценим результаты, и после корректировки можно будет получить курс лечения на срок до 6 месяцев.
- — В рамках поездки мы будем присутствовать на пуджах в нескольких буддийских монастырях, в том числе в тантрическом монастыре нигмапинской традиции.
- Мы сможем освоить практику прохождения коры, в том числе мы пройдем кору вокруг резиденции Далай Ламы — сегодня это место паломничества многих буддистов, которые приезжают сюда специально.
- При желании мы сможем сами попробовать на себе практику простираний.
— В рамках тура у нас будет насыщенная программа поездок. Почти каждый день нас ждут встречи с удивительными людьми и интересными местами. Многие из которых считаются священными. Мы посетим целый ряд монастырей, в которых в настоящее время монахи занимаются практиками тибетского буддизма, проходят ретриты и учат молодых монахов.
Два дня мы проведем на священном лотосовом озере Ривалсар, будем просыпаться вместе с монахами — наш отель расположен в соседнем здании с большим монастырем — участвовать в пудже, увидим и прочувствуем жизнь монастыря. Поднимемся к священной пещере, в которой медитировал гуру Падмасамбхава.
Этот человек почитается как второй Будда, именно он принес буддистское учение из Индии в Тибет, сделав очень много для развития именно тантрического буддизма.
Так же мы узнаем историю развития тибетской медицины, посмотрим медицинские танки, посетим крупнейший центр обучения тибетским ремеслам, увидим, как живут и учатся сегодня тибетцы — программа настолько насыщенная и разноплановая, что всего и не перечислишь. А чтобы поездка проходила максимально легко — все передвижения будут проходить на индивидуальных, комфортных легковых автомобилях.
Куда едем?
Сегодня центром тибетского буддизма стал небольшой городок у подножия Гималаев на Севере Индии — Дхарамсала — место, где сейчас находится резиденция Далай Ламы, где расположен Институт тибетской медицины Мен-Тси-Ханг, сосредоточено множество монастырей и учебных центров. Именно сюда за Далай Ламой последовали десятки тысяч тибетцев, сохраняя свою культуру, религию, традиции и образ жизни. И для нас, путешественников, это стало большим плюсом — добираться сюда проще и комфортнее, чем в исторический Тибет.
Тур начинается со встречи в аэропорту Дхарамсалы, и здесь же заканчивается после окончания поездки. Билеты можно купить из вашего города до Дхарамсалы со стыковкой в Дели. А при желании можно самостоятельно провести несколько дополнительных дней в столице Индии. Мы всегда с радостью поможем подобрать и оформить самый удобный вариант перелета.
Программа тура по дням
1 день. 9 июля. Встреча группы в аэропорту Дхарамсалы. Переезд в верхнюю Дхарамсалу (Маклеогандж). Размещение в отеле. Знакомство. Обсуждение программы поездки. Исходя из времени прибытия группы — прогулка-знакомство с Маклеоганджем.
2 день. 10 июля. После легкого завтрака — утренние занятия в центре йоги. Длительность занятия 3 часа. После обеда на машинах выезд в институт тибетской медицины. Прием у врача. Посещение музея тибетской медицины. Возвращение в Маклеогандаж. Ужин.
3 день.11 июля. Утренние занятия йогой. Длительность занятия 3 часа. После обеда — теория и практика буддийской медитации. С этого дня включаем в распорядок дня две медитации — утренняя после пробуждения и вечерняя — перед сном.
4 день. 12 июля. Утренние занятия йогой. Длительность занятия 3 часа. После обеда — резиденция Далай Ламы. Большая и малая кора вокруг резиденции Далай Ламы.
5 день. 13 июля. Утренние занятия йогой. Длительность занятия 3 часа. Выезд на машинах в центр тибетских ремесел — Норбурлинг. Посещение мужского и женского монастырей. Пуджа в мужском монастыре. Медитация в одном из монастырей.
6 день. 14 июля. Утренние занятия йогой. Длительность занятия 3 часа. Выезд на машинах в большой тантрический монастырь, резиденцию нынешнего Кармапы. Медитация.
7 день. 15 июля. Утром уезжаем в небольшой городок Бир, расположенный примерно в 3 часах езды от Маклеоганджа. Здесь мы посетим несколько крупных буддийских монастырей, будем присутствовать на пуджах, медитировать. Здесь мы останавливаемся на ночь.
8 день. 16 июля. Продолжаем наше путешествие на Восток к священному лотосовому озеру Ривалсар. На берегах озера находятся буддийские ступы, монастыри, сикхский и индуистские храмы. С этим местом в каждой религии связано множество легенд и преданий. Здесь мы проведем полные два дня, посещая монастыри, пуджи, места для медитаций. Также пройдем кору вокруг священного озера.
9 день. 17 июля. Весь день мы проведем на озере. В этот же день мы отправимся на машинах в пещеру, которая находится в горах над озером. Пещера является священным местом — именно здесь медитировал гуру Падмасамбхава, до того, как уехал в Тибет. Здесь же находится небольшой женский монастырь.
10 день. 18 июля. После утренней пуджи и завтрака мы отправляем к отправной точке нашего путешествия — Маклеогандж.
11 день. 19 июля. Утром мы отправляемся в клинику Мен-Тси-Ханг на примем к тибетскому врачу.
После повторной диагностики и контроля действия трав, врач сможет скорректировать и назначить лечение на длительное время. После обеда мы еще раз посетим резиденцию Далай Ламы. Пройдем кору.
Так же сможем совершить покупки в местных магазинах: поющие чаши, четки, ароматические масла, натуральное мыло, ароматические палочки и многое другое.
12 день. 20 июля.
Источник:
Виджнянавада — знакомство с направлениями буддизма
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Наша сегодняшняя беседа будет, как всегда, познавательной – мы раскроем значение таинственного слова «виджнянавада». Статья ниже объяснит простыми словами, что это такое, унесет на несколько веков назад, чтобы поведать о ее истории, а также расскажет про ее особенности.
- Что же, начнем!
Буддизм и йога
SLAVYOGA — здоровье и йога
Иногда можно встретить бытующие мнение, что буддизм и йога, описанная Патанджали в «Йога сутрах», а также в других первоисточниках имеют мало точек пересечения. В данном случае опора на теоретические основы буддизма иногда создает обманчивое впечатление о том, что данное учение наделено большим объёмом философских построений, нежели практических алгоритмов.
- Будда был йогом высочайшей степени реализации, и его учение направлено в первую очередь на то, чтобы продемонстрировать конкретный выход из омрачённого состояния сознания, присущего среднестатистическому человеку в Кали-югу, направив его на путь осознанности и тотального просветления.
- Данная статья освещает глубокую связь, которую сохраняют буддизм и йога, описанная в «классически» признанных первоисточниках.
- Структура йоги, которую давал Будда, подобно структуре йоги по Патанджали и состоит из восьми «звеньев» (анга).
- Другие названия буддийской йоги — «благородный восьмеричный путь», «надмирской путь» (лока-уттара-магга).
- Будда имел убеждение, что человеческое существо способно достичь просветления за 7 дней, если полностью применит к себе образ монашеской жизни.
8 звеньев йоги буддизма:
Четыре первых звена получили название рупа-джхана, или познавательным содержимым с созерцанием формы (рупы). Оставшиеся четыре ступени называются арупа-джхана, или созерцание на том, что не имеет формы.
- За пределами этих восьми частей йоги буддизма лежит нирвана.
- При внимательном рассмотрении легко провести параллели между восьмью звеньями йоги буддизма и ступенями йоги по Патанджали, такими, как яма и нияма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи.
«Классическая» йога и буддизм схожи ещё и тем, что путь развития, начертанный Буддой, имеет в своём распоряжении широкий арсенал таких техник, как асаны и пранаяма. Синонимом праны в буддийской йоге служит термин «кая-санкхара», что переводится как «телесная составляющая».
Важным моментом, который отличает йогу и буддизм является подход к управлению данной «телесной составляющей».
Несмотря на то, что «классические» йогические тексты говорят о том, что последователь должен научиться управлять праной, добившись полной остановки дыхания, буддийская йога считает, что это может нанести большой вред и рекомендует следовать потоком сознания за своим дыханием, никак не вмешиваясь волевым усилием в данный процесс.
Йога буддизма для практики медитации также рекомендует использовать одну из сидячих поз с прямым положением позвоночного столба. Такая позиция называется палланка (парьянка) и запечатлена на многочисленных изваяниях сидящего Будды.
Несмотря на некоторые различия йоги Патанджали и йоги Будды, справедливо будет сделать вывод, что философия и практический арсенал техники, переданных Буддой, сформировались под воздействием тех знаний, которые он получил от ранних течений йоги, в то время как йога Патанджали, получившая «классическое» признание, находилась в тесном соприкосновении с буддизмом махаяны.
Длительное взаимодействие между двумя данными течениями достигло своей кульминации в момент формирования и распространения тантризма, который большинством исследователей датируется первым тысячелетием нашей эры. В это время формируются различные школы, анализ философских и практических подходов которых позволяет определить, буддийского они или индуистского толка.
Однако, какими бы не были мелкие расхождения между двумя данными учениями, «классическая» йога и буддизм, имеют одну общую цель – стремление к личной самореализации индивидуальной души и просветлению при помощи экспериментов и разнообразных приёмов с человеческим телом и умом.
Продолжая тему статьи «Буддизм и йога» предлагаю Вам посмотреть очень интересные видео Андрея Вербы, записанные на ключевых местах жизни Будды.
Рекомендуем к просмотру
SLAVYOGA — здоровье и йога
Йога и Буддизм: сходства и различия
Йога и Буддизм являются родственными традициями, которые эволюционировали в одной и той же духовной культуре древней Индии. Они пользуются одинаковыми терминами и следуют похожим принципам и практикам.
По этой причине не удивительно, что многие из нас, рожденных на Западе, особенно после первоначального знакомства, склонны относиться к учениям Йоги и Буддизма, как к практически идентичным. Нам даже иногда хочется комбинировать их учения или практики, так как кажется, что между ними нет реальной разницы.
Различия, которые исторически всегда существовали между этими двумя системами, которые сохраняли их отдельно, как разные традиции, менее очевидны для нас на Западе, чем их сходства. Бывает что люди, изучающие одну из этих традиций, склонны видеть другую в качестве заимствующей у первой.
Те, кто изучает Буддизм, могут обнаружить так много сходств в Йоге, что заподозрят сильное буддистское влияние на Йогу. Те, кто изучает Йогу, могут обнаружить так много сходств с Буддизмом, что они увидят сильное йогическое влияние на Буддизм.
Шиваитско-буддистское учение существовало в Индонезии в средневековье, и о многих тантрических йогах того времени трудно утверждать, были ли они индуистами, или буддистами.
Индуисты начали считать Будду аватаром Вишну во время средневекового периода, и большинство индуистов все еще считают, что мы живем в эпоху Будда-аватара. Большинство индуистов принимают Будду как великого учителя, даже если они не принимают всех учений Буддизма.
Тем не менее, кроме сходств и связей, две традиции всегда имели довольно существенные различия.
Йога и медитация
Сегодня Йога больше всего известна своей традицией асан (йогических поз), которые являются наиболее популярной, видимой и внешней формой этой системы. Буддизм известен как традиция медитации, с помощью более популярных форм буддистской медитации, таких как Дзен и Випассана.
Это очень странно, потому что Йога традиционно определяет себя как медитация, или как успокоение колебаний ума, а не как асана, которая преподается только как подготовка для медитации.
В Йога Сутрах, классическом тексте о Йоге, в котором есть две сотни Сутр, только три из них упоминают асану, в то время как значительное большинство касаются медитации, ее теории и результатов.
На Западе мы слышим, как люди говорят о «Йоге и Медитации», обозначая йогу как асану, или некую другую внешнюю практику, такую как пранаяма.
Если кто-то будет утверждать такое в Индии, то он услышит: «Йога и медитация, а их разве две?!» К сожалению, те, кто изучал Йогу на Западе, обучились только практике асан в этом учении, но не практике медитации.
Некоторые из них могут поэтому смотреть в сторону буддистских учений, таких как Дзен или Випассана, в поиске практик медитации, не осознавая того, что существуют йогические и ведантические формы медитации, которые традиционно являются не только частью системы йоги, но и основного способа ее преподавания!
Сопоставление йогических и буддистских учений
Йога и Буддизм являются традициями, разработанными для того, чтобы помочь нам переступить пределы кармы и перерождения и осознать истину осознанности. Они видят страдание и непостоянство присущими всему рождению, будь то животное, человек или Божество, стремятся облегчить его через развитие более высокой сознательности.
Оба подчеркивают необходимость растворить эго, чувство себя и своей собственности и вернуться к изначальной реальности, которая не ограничивается отдельным Я. Обе традиции акцентируют реализацию просветления, или внутреннего озарения через медитацию. Обе системы признают Дхарму, принцип истины и естественного закона, как базового закона вселенной, который мы все должны понять.
Такими Дхармами являются закон кармы и единство всех чувствующих существ. Буддизм определяет себя как Будда Дхарма или дхарма просвещенных, что видится как традиция, превосходящая время и место. Йога определяет себя как часть индуистской традиции, называемой Санатана Дхарма, вселенская или вечная дхарма, которая не привязана к какому-либо конкретному учителю, или традиции.
Обе традиции называли себя Арья Дхармой, или Дхармой благородных мужчин.
Основные отличия между этими двумя системами в их наиболее важных взглядах и в способе практики… Отдельно от философских различий, обе системы разделяют одинаковые базовые этические ценности, такие как ненасилие, честность, непривязанность и отсутствие воровства. Обеты, которые дают буддистские монахи и садху в традиции Йоги — одинаковые, равно как и обеты монахов-Джайнов.
Абсолют
Веданта определяет абсолют как метафизический принцип Бытия — Осознанности — Блаженства, или как Брахман, в котором есть безупречное спокойствие и освобождение.
Буддизм полностью признает Абсолют, который недуален и вне всех рождений и смерти. Но, тем не менее, Буддизм в целом не допускает каких-либо его определений и считает таковое бесполезным.
Его иногда называют Дхармакая или телом дхармы, но все же санскритские буддистские тексты никогда его не называют Брахман.
Я и не-я
Буддизм в целом отрицает Я (Атма или Пуруша), Йога-Веданты и подчеркивает не-Я (анатман). Он гласит, что нет никакого Я в чем-либо и, таким образом, Я — это только вымысел ума. Что бы мы ни показывали как Я, буддисты утверждают, что это только некое впечатление, мысль, или чувство, но не может быть нигде обнаружена однородная сущность, такая как Я.
Буддизм имел тенденцию к тому, чтобы смешивать Я/Самость Веданты с еще одной формой эго. Традиция Йога-Веданты придает особое значение Само-реализации, или реализации нашей истинной природы. Она утверждает, что Я/Самость не существует в чем-либо внешнем.
Если мы не можем обнаружить Я/Самость в чем-либо, то это не удивительно, потому что если бы мы нашли Я/Самость в чем-то, то это была бы не Самость, а вполне отдельная вещь.
Ум и Я/Самость
Буддизм определяет реальность в терминах ума и часто ссылается на предельную истину как на Единый Ум, или подлинную природу ума. В Йоге, ум (манас) рассматривается как инструмент сознания, коим является Я/Самость.
В ней говорится о Едином Я/Самости и о многих умах, которые являются его средствами выражения и распространения. Поэтому, ум не является основным источником, а является лишь аспектом создания.
Если мы изучим термины ум и я/Самость в двух традициях, то становится ясным, что то, что Йога критикует как привязанность к уму и эго, весьма похоже на буддистский критицизм привязанности к Я/Самости, в то время как то, что Веданта называет Высшим Я, схоже с буддистской идей подлинной природы Ума и Единого Ума.
Я/Самость — нерожденная, несозданная реальность, схожая с тем, что Буддизм упоминает как трансцедентный аспект Ума. Пробужденный ум, который пребывает внутри сердца буддистов (Бодхичитта) напоминает Высшее Я (Параматман), который тоже пребывает внутри сердца.
Бог или Создатель
Йогическая традиция основана на признании, уважении и преданности Богу, или создателю, хранителю и разрушителю вселенной. Одним из ее основных принципов является поклонение Господу (Ишвара-Пранидхана), что считается самым прямым методом само-реализации.
Некоторая степень теизма существует в разных учениях Йога-Веданты, хотя в адвайтических системах Ишвара проявление Я-Абсолюта, который выходит за рамки даже самого Создателя. Это, пожалуй, главная разница между Йогой и Буддизмом. Буддизм отвергает Бога (Ишвару), или всеобъемлющего господа и создателя.
Он не видит никакой необходимости в создателе и считает, что живущие существа являются посредством кармы сами по себе. Далай Лама недавно заметил, что Будда схож с Богом во всеведении, но не является создателем вселенной.
Карма и перерождение
Обе системы видят карму, как главный причинный фактор, лежащий за перерождением в мире. Тем не менее, в Буддизме карма считается самосуществующим принципом. Буддизм утверждает, что мир существует благодаря безначальной карме живущих существ. В традиции Йоги, все же, карма не является самосуществующим принципом.
Мир создан Богом (Ишварой), творческим аспектом сознания. Карма, как всего лишь сила инерции и привязанности, не может объяснить творения мира, но только нашу привязанность к нему.
Карма рассматривается как сила, распределенная Богом, которая не может существовать сама по себе, подобно тому как кодекс законов не может существовать без судьи. Тем не менее, некоторые другие Ведические системы, такие как Пурва Мимамса, также придают больше значения карме, чем Богу.
Йога признает существование Дживы, или индивидуальной души, которая перерождается. Буддизм же отрицает существование такой души и говорит о том, что перерождение — это всего лишь продолжение потока кармы, а не реальной сущности.
Фигура Будды
Все Буддистские традиции берут свое начало от Будды и многие придают особое значение изучению жизни исторического Будды, Шакьямуни. Ведическая традиция, с другой стороны, признает множество учителей, и нет такого одного учителя, которому все должны следовать, или смотреть на него сквозь историю.
Нет такой единой исторической фигуры как Будда, которая доминирует, или за кем все должны следовать, почитать, или поклоняться. Индуизм принял Будду как великого учителя, но он включил его в свой поток множества учителей, гуру и аватаров. Термин Будда сам по себе привычен для ведических учений, так как это общий санскритский термин, означающий пребывание мудрым, пробужденным, или просвещенным.
Когда его упоминают в индуистской литературе, то его называют Бауддха Дхарма или Саугата Дхарма, так как нет ничего в термине Будда на санскрите, что могло бы относиться к отдельной персоне или религии. В то время как индуисты провозгласили Будду аватаром, в Буддизме Будда не может быть аватаром, так как в Буддизме нет такого Бога, выражением которого мог бы быть Будда.
Если Будда даже и считается аватаром в Буддизме, то только в силу своего просвещенного ума, но не как Создатель.
Нирвана
Обе системы рассматривают Нирвану как слияние с Абсолютом и как главную цель практики. Тем не менее, в Буддистской традиции, особенно в Тхераваде, Нирвана в целом описывается только негативно, как остановка. Ей не даются позитивные наименования.
В ведической традиции Нирвана описывается позитивным образом, как слияние с Брахманом, или Саччидананда, Бытие-Осознанность-Блаженство, реализация бесконечного и вечного Я, называемое Брахма Нирвана. И все же, обе эти системы согласны с тем, что эта истина превосходит рамки всех концепций. Веданта описывает Нирвану как свободу, или освобождение (Мокша).
Этот термин не встречается в Буддизме, который не принимает существование какой-либо души, которая могла бы быть освобождена.
Преданность и Сострадание
Йога с ее признанием Бога подчеркивает преданность и преклонение перед Богом (Ишвара-пранидхана), как один из главных духовных путей. Она содержит целый йогический метод, основанный на преданности — Бхакти Йогу, через который мы открываем наши сердца Богу и преклоняемся перед Божественной Энергией.
Так как Буддизм не признает Бога, то преданность Богу не является путем в Буддизме. Вот почему мы не находим ни одной значимой традиции великих преданных, или певцов божественной любви в Буддизме, таких как Чайтанья, Рамакришна, Тулсидас или Мирабай в индуистской традиции. Буддизм не признает преданности Будде, или веру в разум Будды.
Впрочем, преданность великим учителям, или функции просвещенного ума не затрагивает человеческое сердце с той же значимостью, как преданность Божественному Отцу и Матери всей Вселенной, создателю, хранителю и разрушителю всего, что в свою очередь подразумавает признание Бога.
Буддизм развил роль Бодхисаттвы, просвещенного, который остается после просветления для того, чтобы учить и направлять живущих существ. Согласно же Йоге, Бог и все мудрецы, что с ним слились, вечно присутствуют для того, чтобы помогать всем существам, и поэтому нет необходимости в таком специальном обете Бодхисаттвы.
Йога ценит сострадание как этический принцип и говорит, что мы не можем осознать наше истинное Я, до тех пор пока мы думаем, что мы отдельны от других созданий.
Боги и Богини / Будды и Бодхисаттвы
Будды и Бодхисаттвы, технически говоря, не являются божествами, или Богами и Богинями. Они не являются формами Божественного Отца и Матери и у них нет никакой роли в создании, поддержании и разрушенни вселенной. Они не являются родителями всех существ, а только лишь мудрыми советчиками и учителями.
Их часто описывают как великие существа, которые некогда жили и достигли просветления в каком-то моменте времени, и дали разнообразные обеты остаться в мире, чтобы помогать спасать живущих существ.
Например, пожалуй, самая великая буддистская Богиня, Тара, является такой Бодхисаттвой, просветленной личностью — не Божественной Матерью, как Дурга или Кали в Индуизме, а великим просвещенным мудрецом, которая продолжает существовать в мире для того, чтобы помогать живущим существам.
Она не является Богиней или формой Бога как вселенского создателя, но проявлением просвещенного ума и его силы сострадания. Есть также медитационные Будды (Дхьяни Будды), которые представляют архетипы просветления.
Несмотря на то, что Будды и Бодхитсаттвы не являются формами Бога, на них можно молиться для получения благодати и защиты. Например, Бодхисаттва Тара считалась спасителем бедствующих. Поклонение разным Бодхисаттвам называется Йогой Божеств в тибетской традиции.
Выбирая Путь
В большинстве случаев, гуру либо в Ведической, либо в Буддистской традиции требуют, чтобы их ученики придавали особое значение точности их учений. В этом отношении, они могут не принять то, что их последователи комбинируют учения и практики от разных гуру и от разных традиций, особенно те, что по-разному ориентированы.
В эту эпоху эклектики, много людей совершают какие-то синтетические эксперименты, комбинируя разные духовные пути и учения согласно своим наклонностям и влияниям. Это может даже оказаться плодотворным в каих-то случаях, особенно, когда кто-то все еще ищет свой собственный путь.
Все же, часто люди теряются, или оказываются сбитыми с толку, пытаясь смешать вместе учения, которые они на самом деле не понимают. Прыганье назад и вперед между учителями и традициями может ограничить нас от какого-либо продвижения в какой-либо из них.
Искусственный синтез, который во многом является ментальным упражнением, не является заменителем глубокой практики, которая требует преданной концентрации. Цель не в том, чтобы комбинировать пути, а в том — чтобы достигнуть цели, что требует прибывания на истинном пути до конца.
В то время как может быть много путей к вершине горы, вряд ли кому удастся высоко забраться постоянно скрещивая и меняя пути. Прежде всего, пытаться объединять пути — это задача не для учеников. Это возможно для мастеров, великих носителей линии передачи в традициях, совершать таковое, если это необходимо.
Уважая все пути, следовать своему собственному
…Как утверждали ведические Риши: «То, что является единой Истиной, пророки преподают разными способами.» Это существует для того, чтобы помочь всем разнообразным типам и уровням душ.
Несмотря на то, что мы должны уважать все пути, нам просто необходимо следовать единому пути к цели.
Надо надеяться, что путь будет широких взглядов, но любой путь должен иметь определенные руководящие принципы и не каждый путь будет работать для каждого.
Выдержки из статьи Дэвида Фроули (Пандит Вамадева Шастри)
Перевод с английского Екатерины Дегтярь
Источник: http://www.wildyogi.info/
Где встречаются йога и буддизм
???? Философия ???? 18.12.16
В лесах ведической Индии ученики собрались вокруг учителей, которые наставляли их на путь освобождения под названием йога, что означает “союз”. Один такой ученик в 6-м веке до нашей эры, был молодым нищенствующим монахом, который впоследствии стал известен как Будда. Три столетия спустя учение йоги были записано в виде Йога-сутр Патанджали, и еще два тысячелетия спустя, учение Будды как и Патанджали обрели новый дом на Западе.
Мы спросили Филиппа Моффита, Анну Дуглас, Стивена Коупа и Сару Пауэрс, которые практикуют и йогу и буддизм, как сочетаются эти два метода.
Lion’s Roar: Что бы вы сказали тем американцам, занимающимся йогой и также интересуются практикой буддизма? Почему вы порекомендовали такой подход?
Филипп Моффит: Прежде всего, здесь нужно быть осторожным и различать йогу как духовный путь и хатха-йогу, которая включает практику йогических поз, или асан. Я следую как пути Патанджали, так и Будды и пытаюсь выполнять восемь ступеней насколько могу.
Для меня, методом №1 в буддизме была осознанность, которая расширяет способность реализовать свои цели в жизни. Внимательность – важный элемент в следовании дхарме, будь-то Патанжали или Будда. Это вносит перемены в нашу жизнь.
Во вторых, сила Буддадхармы в том, что это завершенное и стройное учение. Оно хорошо подходит вопрошающему западному уму, который ищет ответы на множество разных вопросов. Буддадхарма даёт прямой ответ на любой вопрос.
Сара Пауэрс: Йога уделяет внимание работе с телом как предварительному условию неподвижного сидения для медитации, что бы тело не было вялым или возбужденным.
Йога асаны очень эффективно создают внутреннюю атмосферу, которая располагает к внутреннему исследованию. Буддийские методы приносят спокойствие, непрерывное присутствие.
Так что вместо прыжков после йога класса и занятий повседневными хлопотами, мы переходим к методам исследования более тонких сфер ума и собственной природы.
Как в йоге так и буддизме есть глубокое исследование кош — слоев тонкого тела. Но в отношении ума буддийская система более детальна.
Она не просто о привязанности к чему-то, о чем говорит и Йога Сутра, а о том, что могут быть разные аспекты привязанности.
Мы узнаем, как изолировать различные аспекты и тонкие проявления ума от препятствий. В буддийской традиции карта психосферы более широкая .
Стивен Коуп: Я считаю, оба пути очень похожи, но нахожу, что Буддадхарма обладает изящной непосредственностью, чего нет у Патанджали. Это интеграция, завершенность Будды, Дхармы и Сангхи, о которых говорил Филипп.
Я не знаю йогов, которые ложатся спать с Йога-сутрой Патанджали. Она трудная, сжатая, краткая. На самом деле учение йоги действительно очень схожа с основными постулатами Буддадхармы — карма, клеши, видение реальности, прекращение страдания. Все это есть в традиции йоги.
Но все-таки Буддадхарма проще для преподавания и восприятия учениками.
Анна Дуглас: Я бы сказала человеку, который интересуется йогой и медитацией, что йога очень хорошо подходит для пробуждения энергий.
Мы получаем больше понимания и начинаем видеть возможности и потенциалы, которых ранее не видели. Буддизм открыто говорит о страдании. Почему люди это не слышат? Люди страдают.
Может они занимаются йогой лет 5 и чувствуют себя лучше, но это не решает полностью проблему их страдания.
Сара Пауэрс: Нет это не вырывает корни страданий.
Анна Дуглас: Например, в йоге я заметила тенденцию смотреть на тело как на объект. Смотреть на аспект работы тела, а не раскрытие сущностной пустотности тела.
Эта “затвердевание” самомнения только добавляет тяжесть к состоянию “быть кем-то”. Поэтому для меня занятие медитацией значит готовность освобождаться дальше.
Готовность видеть страдания во всех аспектах бытия, включая страдание восприятия себя как объекта.
Стивен Коуп: Одна из ярких сторон Будды в том, что он избегал метафизических вопросов. Он больше интересовался как устранить клеши (конфликтующие эмоции) что бы вырвать корень страданий.
Я думаю, что среди миллионов йогов в Америке многие еще не осознали, что основа практики йога – это устранение клеш — освобождение от жадности, ненависти и неведения.
Это воззрение присутствует в классическом пути йоги, но мы американские йоги только начинаем подходить к тем главным вопросам клеш и страдания, что бы увидеть, как асаны могут помочь нам всё это де-конструировать.
Филипп Моффитт: Я помню, случай, который произошел со мной в 1977, когда я делал стойку на плечах. Мне было очень неудобно, и я вдруг понял: это еще одна поза для медитации.
Я понял, что я не должен делать что-то особенное с телом, я просто должен был открыть неподвижность. С того дня моя йога стала иной. Но я согласен с другими, что большинство практикующих хатха-йогу в этой стране еще предстоит сделать это открытие.
Это не то, чему можно научить, это нужно пережить на собственном опыте.
Без этого открытия тело будет восприниматься как нечто монолитное, и я считаю, что это ошибочное восприятие учения. Можно перейти непосредственно к учению, чтобы это увидеть. Это тело не мое, этот ум не мой — таково учение Патанджали.
Lion’s Roar: Давайте развернем дискуссию в обратную сторону. Что систематическая практика йоги может предложить буддистам?
Анна Дуглас: В ранние годы в центре Spirit Rock я начала добавлять занятия йогой, сочетая медитацию сидя и йогу, потому что знала, насколько йога помогла мне научиться сидеть долго на одном месте. Эти занятия продолжаются и сейчас, мы также добавили йогу на все наши ритриты.
От себя и практиков центра “Spirit Rock” добавлю, что все возвращается к связи с телом. Практика внимательности действительно обостряет опыт переживания энергетических и сенсорных аспектов тела изнутри.
Мы учим четырем основам осознанности, две из них — осознанность чувств и тела связана непосредственно с телом.
Мы приглашаем людей, чтобы пережить тело изнутри как ощущение, и для многих это огромный скачок от обычного пути самопознания.
Стивен Коуп: Это верно. Я часто начинаю занятия йогой c учениками с небольшой практики медитации. Я говорю: “Закройте глаза и направьте сознание внутрь”. Я стараюсь помочь людям найти тонкое энергетическое тело. Из пятидесяти человек может десять не смогут сделать это вообще.
Анна Дуглас: Это довольно трудно для многих. Я учу людей, которые не могут локализировать ощущение в теле. Это невероятно, но это правда.
Поэтому традиционно считается, что йога является прекрасной подготовкой для практики сидячей медитации, потому помогает людям раскрыть способ самопознания, основанный на энергиях и ощущениях.
Йога помогает вернуться к телу, чтобы быть в состоянии долго сидеть на месте и осознавать дыхание в теле. Это действительно ценно, потому что качеств сознания, которые мы развиваем — спокойствие, легкость, радость, умиротворение, неподвижность — осознаётся в связи с телом.
Они не просто приходят через ум. Они должны ощущаться как часть нашего жизненного опыта.
Сара Пауэрс: Хатха-йога имеет потенциал для мобилизации энергии. Если вы просто сидите, вы не задействуете определенные ткани, они могут потерять свою подвижность. Этот застой может помешать ясности, даже если вы сидите целый день. Йога приносит своего рода внутренней энергию ясности.
Анна Дуглас: Да, йога пробуждает энергию.
Стивен Коуп: Я начал заниматься буддийской практикой, когда был очень загруженным студентом. Я любил состояние медитативного спокойствия после сумасшедших занятий в аспирантуре. Йога не была главной темой у меня, пока я не ушел в ретрит в 1989 году в Центре Крипалу.
Я не знал многого о йоге, и был поражен тем, что узнал. Я обнаружил, что йога укрепила мое душевное равновесие и другие факторы, которые я нужно развить во время сидячей медитации. Это было двенадцать лет назад, а я до сих пор в Крипалу.
Я продолжил изучать медитацию и йогу, и совмещаю их на своих занятиях.
Йога действительно дала мне язык и понимание тонкого тела и тонкого мира. Мне нравится йогическое учение о кошах, или оболочках.
Это действительно помогает обнаружить тонкий мир энергетического тела, более тонкое ментальное тело. Существует довольно детальное изложение этого мира в йогической традиции.
Я нашел, что оно очень полезно для закрепления понимания и осознанности этого тонкого мира.
В общем, много моих студентов считают, что строгая программа сидячей медитации, тринадцать часов в день в ретрите просто невозможно. Так что для них йога является своего рода медитацией в движении, с которого начинается начальное обучение выработки осознавания и локализации внутреннего мира.
Lion’s Roar: На очень простом уровне много буддистов, особенно пожилых, считают, что йога помогает им сидеть в медитации дольше и более комфортно.
Стивен Коуп: Это очень хороший момент. Я даю учение на длительных ретритах в Spirit Rock, которые Анна проводит каждый год, и от занятий йогой есть практическая польза. Ученики говорят: “С йогой намного проще”. Йога помогает проходить путь легче и глубже.
Анна Дуглас: Это похоже на создание пространства в теле с помощью йоги, которая создаёт ощущение пространства в уме.
Сара Пауэрс: Связующее звено — дыхание. Оно соединяет тело и ум.
Lion’s Roar: Вообще мы говорим о йоге в контексте практики внимательности, и наоборот. Существуют ли другие буддийские медитативные практики, которые могут быть полезны для практика йоги?
Сара Пауэрс: Практика Ваджраяны нацелена на мобилизацию внутреннего огня тонким телом, понимание того, как использовать контроль дыхания. Тибетцы имели вид йогической практики поскольку у них был тантрический буддизм.
Стивен Коуп: Я также нахожу полезным очень точное учение о практике дхьян (поглощенности) в буддийской традиции. Точность учений по практике дхьян открыла для меня древнюю практику достижения самадхи, которая лежит в основе йоги. Было интересно узнавать больше о своей собственной традиции из буддизма.
Сара Пауэрс: У некоторых Дзэн-буддийских монастырей йога входит в программу интенсивных ретритов (sesshins). Наблюдается смешение методов.
Lion’s Roar: Так что это означает? Что мы идем к новому типу духовной практики, в которой сочетаются эти две традиции?
Анна Дуглас: Я думаю, то, о чем мы говорим, является одним из аспектов наступления Дхармы на Запад. Все эти традиции собрались здесь и ведут диалог. Что из этого выйдет, мы не знаем, но мне нравится, что начинает происходить такая интеграция.
Филипп Моффитт: Я согласен с Анной, что традиции Востока объединяются на Западе.
Это по сути новое рождение, и мы должны быть благодарны за то, что может участвовать в этом и пользоваться этим преимуществом. Эта тенденция отражает прагматичный западный склад ума.
Торо и Эмерсон читали Упанишады и другие тексты, но они добавили американскую практичность к их мистике. Который сейчас, много лет спустя, процветает.
Lion’s Lion: Но совместимы ли эти традиции на философском уровне? Например, отличаются ли они в том, как они определяют просветление?
Филипп Моффитт: Это долгий разговор.
Анна Дуглас: Я думаю, что хатха-йога и практика осознанности согласуются в “деконструкции тела”, в понимании схем цепляния за объектов и умении их отпускать.
Стивен Коуп: Обе традиции имеют концепцию самскар (базовых импульсов или намерений, которые предшествуют действиям). Йога буквально конкретизирует их. Она исследует, как самскары работают в физическом теле, и что представляет их освобождение.
Сара Пауэрс: Да, это хороший термин. Поскольку на большинстве йога классов проявляется большое количество жажды и отвращения, создавая самскары в результате отношения к телу.
Филипп Моффитт: Обе традиции ориентированы на освобождение. В некоторых местах их схемы отличаются из-за разных описания того, как происходит освобождение. Но оба они нацелены на освобождение, которое в конечном счете не может быть адекватно описано словами.
Буддизм, как сказал Далай-лама, это наука об уме. Можно сказать, что лесная традиция Патанджали начинается с исследования тела. Но обе приходят к телу и уму в конце концов.
Я считаю, важно подчеркнуть, что ни одна из этих традиций не является миссионерской. Когда я преподаю Буддадхарму, я не призываю учеников становится кем-то. Будда учил, что человек должен сам разобраться.
Тому же принципу следуют учителя Йога Сутры Патанджали. Обе традиции предлагают человеку возможность испытать все на своём опыте, будь он христианин, иудей или кто-то еще. Это исследование ума и тела.
Анна Дуглас: “Приди-и-проверь” такое учение действительно привлекает американцев.
- Анна Дуглас — одна учителей и основателей центра медитации “Spirit Rock”.
- Стивен Коуп — автор книги ““Йога и поиск истинного Я” (Yoga and the Quest for the True Self), психотерапевт и старший преподаватель в Центре Йоги и Здоровья в Крипалу.
- Филипп Моффитт — член Совета учителей центра Spirit Rock и основатель института “Balance Life”.
- Сара Пауэрс живет в Марин, штат Калифорния, и учит методам йоги и буддизма на международных семинарах и ретритах.
Where Buddhism & Yoga Meet BY LION’S ROAR STAFF, JUNE 21, 2016
Перевод: Йога в Минске.